— Эх, — вздыхает продавщица отдела женской одежды в пустом торговом центре, — книгу почти дочитала, а покупателей всё нет. Куда делись? Даже аренду помещения хозяину будет сложно «отбить», не говоря о нашей зарплате.
Когда клиенты отдыхают — бизнес еле выживает
В торговых центрах — затишье
Действительно, лето в Северодвинске (как и в других северных городах) — время для всех сфер бизнеса очень невыгодное. Люди массово уезжают в тёплые края и тратят свои денежки в других городах, а иногда и странах. Пенсионеры живут на дачах, покупая продукты на месте. Дети отправляются в лагеря или «на деревню к бабушке». В городе остаётся немногочисленное сообщество тех, кто вынужден работать. Но и они большую часть времени проводят на свежем воздухе, а не в походах по магазинам.
Некоторые семьи вообще рассматривают лето как повод значительно сэкономить. На продуктах питания: овощи и ягоды можно вырастить на дачах самим, заодно заготовки на зиму сделать. На коммунальных расходах: ведь не надо платить за отопление, а это всё-таки серьёзная статья расходов семейного бюджета. Электричества в белые ночи тратится меньше. Воду тоже можно экономить, когда половина членов семьи в отъезде. Тенденция последних лет: горожане отключают на летние месяцы телефон и даже телевизор. Для наших кошельков это, конечно, хорошо, но у ресурсоснабжающих организаций доход резко падает. Конечно, им было бы лучше, если б в течение года квартиросъёмщики платили примерно одинаковые суммы.
Эти «выгодные» детки
Из разговоров с представителями бизнеса мы выяснили, что проблемы с падением покупательского спроса испытывают самые разные сферы. Больше всех страдают отделы, торгующие шубами и товарами зимнего ассортимента (несмотря на то, что объявляются распродажи и скидки), а также магазины, представляющие детский ассортимент. Ребятня в отъезде, их в магазинах в каникулы не увидишь. Книжки и игрушки ждут лучших времён.
— Мы анализировали, почему продажи чистой питьевой воды, которые, казалось бы, в жаркое время должны возрасти, наоборот, уменьшаются, — комментировал руководитель компании «Лесной источник» Валерий Орехов. — И сделали вывод: большая часть наших потребителей — это семьи с маленькими детьми, которые на лето уезжают.
Эксперты говорят, что в тёплые месяцы снижаются продажи электроники и бытовой техники. Люди откладывают крупные покупки, ставя в число приоритетных расходов затраты на поездки и на отдых. В автосалонах тоже тишина: пик продаж автомобилей приходится на весну, а летом многие уже «обкатывают» обновку.
Пиво в тренде, пирожные — нет
Но есть ли сферы, которые летом чувствуют себя хорошо?
— Тёплое время года для нас по-настоящему горячий сезон,— рассказывает исполнительный директор частной пивоварни «Шкипер» Олег Шаманин. — По нашим подсчётам, в Северодвинске в этот период спрос на пиво превышает предложение в 2,5 раза. По сравнению с зимними месяцами мы фиксируем рост продаж на 40—45 процентов.
Словом, люди летом пьют пиво. А ещё хорошая погода располагает к походу в рестораны и кафе, где можно посидеть за вкусным ужином в хорошей компании. Так что точки общепита и доставки еды на дом нехватки клиентов не ощущают, в отличие от кондитерских. Говорят, сладкого летом людям хочется меньше…
После затяжного кризиса оживилась и сфера недвижимости.
— Этой весной и летом мы видим возросший интерес горожан к продаже и покупке квартир, — высказывает своё мнение руководитель компании «Мир недвижимости» Елена Эрин. — Это связано с тем, что цены на жильё в Северодвинске стабилизировались, теперь их нельзя считать завышенными. Второй момент — активно проходят сделки с покупкой квартир в других городах. Есть интерес у северодвинцев к таким городам, как Санкт-Петербург, Белгород, Ярославль. Каждая третья сделка в нашем агентстве — это сделка по межгороду.
И конечно, сейчас активное время для торговых сетей, продающих товары для обустройства дач и загородных участков, а также для компаний, оказывающих услуги садоводам и огородникам. Целые бригады заняты на участках на земельных работах, установке скважин и ремонте домов.
Так что для северодвинского бизнеса очень важен такой фактор, как сезон. От него порой зависит, доживёт ли компания до осени, когда город снова наполняется людьми.