Загадка одного пустыря

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/08/877_d1085.jpg

На пересечении пр. Морского и ул. Ломоносова растёт новая коммерческая многоэтажка — жилой комплекс PARUS, детище строительно-инвестиционного холдинга «Аквилон-Инвест». Предполагается, что вторая очередь ЖК завершит в архитектурном отношении ансамбль площади Пашаева. Но невольно возникает вопрос: почему застройка площади не была завершена ещё во вполне благополучные позднесоветские годы, почему напротив красавцев домов многие годы был пустырь?

Почему в своё время не удалось завершить строительство на площади Пашаева

Ответить мы попросили бывшего заместителя гендиректора Севмаша по капитальному строительству, лауреата Государственной премии СССР, почётного гражданина Северодвинска Виктора Петрушина. Виктор Антонович рассказывает: проект площади был разработан специалистами знаменитого Ленгипрогора, ныне РосНИПИ урбанистики, и архитектурное решение его изначально предусматривало именно такую — циркульную композицию всех четырёх выходящих на площадь домов. В конце 70-х — начале 80-х годов заводы развивались бурно, с ними вместе росло и жилищное строительство в Северодвинске. В какой-то момент город шагнул за железную дорогу на Нёноксу, в кварталы Д, И1, И2, началось строительство уже и на бульваре Строителей. А вот центр нового города — район пересечения Морского и Ломоносова — в плане застройки стал отставать.
Причины были разные. (К примеру, отдельной темой могла бы стать такая: почему в городе не появился большой культурный центр с выставочным и кинозалами, запланированный на том месте, где сравнительно недавно появился ТЦ «Гранд».) Так, предполагаемые дома с циркульной композицией фасадов несколько сложнее технологически, требуют каменщиков более высокой, чем на обычной стройке, квалификации, проекты их индивидуальные. А главное, проблемы вызывало оборудование и подключение инженерных сетей в этом микрорайоне. В какой-то момент, когда завод уже построил дома 102а (где сейчас офис Сбербанка) и 104 (магазин «Циркульный») по ул. Ломоносова и совместно с городом стал строить дом 87 (с помещением ЗАГСа), стало ясно: для ещё одного крупного девятиэтажного жилого комплекса не хватило бы имевшихся тогда мощностей канализационных систем.
Возникло требование строить новую насосную станцию. К тому времени завод только закончил сооружение канализационно-очистной станции КОС-2, вспоминает Виктор Антонович. Был заказан новый проект, и его следовало реализовать теперь уже всем миром: заводу, городу, энергетикам, также строившим жильё поблизости. Имелись и разные организационные сложности и в Москве, и на месте, вплоть до смены руководства Севмаша в 1988 году.
Так продолжалось до рубежа 90-х годов, когда нахлынувшие на страну и город проблемы сделали крупное строительство в городе недостижимой мечтой на многие годы.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июль 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей