Лето. Время идти в школу Мая!

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/07/Karl_may_portrait.jpg

Не устаю восхищаться людьми, отмеченными судьбой и продолжающими в нашем жёстком XXI веке бескорыстное служение Отчизне! «Высокопарное вступление», — скажете вы, уважаемый читатель, но иных слов не находится, когда жизнь дозволяет соприкоснуться с реликвиями, с уникальными педагогическими методиками, а главное — с энтузиастами, сохраняющими память.

Это место, где сохранены традиции воспитания и образования

Залы музея школы Мая.

Залы музея школы Мая.

555_d1085

Эмблема над входом.

Эмблема над входом.

Здесь знают всё о майских жуках.

Здесь знают всё о майских жуках.

Случайная находка

Наступило лето, многие северяне отправляются в отпуск, не минуя на своём пути город на Неве. В Петербурге есть что посмотреть. И каждый раз мы открываем его для себя заново. А сколько ещё неизведанного остаётся для следующих встреч!  Всем рекомендую записать адрес: Васильевский остров, 14-я линия, дом 39. Над входом в здание историческая надпись: «ГИМНАЗIЯ И РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ К. МАЯ» и барельеф май-ского жука.

Меня сюда буквально за руку привела петербурженка Ольга Беллер, прапра-внучка основателя прославленного рода моряков Мордовиных — соломбальца Александра Яковлевича, семь сыновей которого и двое внуков служили по морскому ведомству.

Ольга увлекается историей и состоит в Обществе друзей школы Карла Мая. Сначала именно она посвятила меня в тайны уникальной гимназии XIX века, а уж потом прямо на пороге мы попали в интеллектуальные объятия заведующего музеем истории этой школы Никиты Владимировича Благово. Он сам воспитанник школы, он и основатель музея, он и непревзойдённый экскурсовод.

Если вы задумали визит в музей, не предполагайте ограничиваться часом-другим, располагайте временем достаточным, чтобы самозабвенно погрузиться в атмосферу тех далёких дней, из которых выманивать вас будет непросто. Никита Владимирович, во-первых, совершенно замечательный рассказчик, а во-вторых, если вы расположите к себе гостеприимного хозяина своим неподдельным интересом, то будете удостоены чести испить чайку за долгой неспешной беседой!

С первой минуты Никита Владимирович сразит вас валом цифр из хроники развития школы, основанной в 1856 году, и громкими именами. Рерихи, Бенуа, Бруни, Римские-Корсаковы, Семёновы-Тян-Шанские, Успенские… Свыше 160 выпускников школы стали докторами наук, 41 удостоен академического звания, 18 избраны в Академию наук, 14 —   в Академию художеств, 37 преподавали в университетах. Всего 3 765 мальчиков получили здесь старт в большую жизнь, 17 процентов окончили заведение с золотой медалью, 17 — с серебряной. Одновременно школа принимала 650 учеников, в процессе обучения было задействовано 40 педагогов. Бывало, в одном классе учились до 42 человек.

 

Основатель:

каким он был

Основатель школы, выходец из Пруссии, К. Май был выпускником историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. Карл Иванович ввёл главный принцип школы: «Сперва любить, потом учить». Сюда принимали ребятишек из абсолютно любых сословий. Более того, подъезжать в экипажах к зданию было строжайше запрещено! Граф, барон, князь, — все титулы оставались за два квартала от школы, именно там, подальше, высаживали мальчишек из конок, а потом уже и из автомобилей. Запыхавшись, они вбегали в вестибюль, все равные, весёлые, озорные и румяные от мороза. А на центральной лестнице их встречал строгий директор.

Карл Иванович самолично пожимал каждому мальчугану руку. И так — каждый день! Церемониал мог быть отменён лишь в отношении некоторых сильно провинившихся. Отмена директорского рукопожатия была и элементом публичного унижения, и оправданным элементом воспитания. А воспитывали здесь честь, доблесть, патриотизм, индивидуальное мышление и философское отношение к жизни. Вот почему шумная толпа мальчишек смолкала, приближаясь к директору, выстраиваясь к торжественному прохождению ежедневного обряда, ставшего за годы учёбы привычным. Сегодня все рукопожатны? О счастье! Радость неописуемая!

Но нельзя сказать, что воспитание было замешено лишь на строгостях. Школяры резвились, устраивали концерты, а танцы иной раз продолжались здесь до… трёх часов ночи!

Однажды мальчишки придумали для своего традиционного спектакля к дню рождения директора школы (29 октября) шествие с флагами, на которых нарисовали эмблему — майского жука. Карлу Маю шутка понравилась. Так жук стал символом, а гимназистов именовали майскими жуками. И это было не прозвище, а прозвание, своего рода пароль в некий круг избранных.

В школе всегда царил своеобразный «майский дух» свободы. Но, отправляясь на летние каникулы, дети не забывали про задания учителей — пройти практику в той или иной науке. И вот они уже возвращаются, с гордостью показывая наставникам будущие экспонаты для школьного музея: золотой самородок в 22 грамма, римскую монету IV века. Сами добыли в археологических раскопках! Сегодня такой процесс участия в жизни общества принято называть социализацией, но готовы ли дети и их родители щедро делиться с этим самым обществом ценными «каникулярными» находками?!

 

В основе уважение и доверие

Никита Владимирович восклицает у исторических стеллажей: «Если хотите иметь здоровое государство, всерьёз занимайтесь воспитанием юношей!», а его указка скользит по молчаливым доказательствам сей сентенции. Хочется долго сидеть за старинным столом, покрытым зелёным сукном, на венском стуле, разглядывая детали массивного чернильного прибора и размышляя о том, что, где, когда и как мы упустили в системе образования и воспитания.

Принципы школы просты и понятны, они чётко изложены на бумаге. Конечно, смеётся Никита Владимирович, «за неимением гербовой пишем на простой», но обратиться за опытом в глубь веков учителей заставит сама жизнь. Созданная Карлом Маем система воспитания и образования предусматривала взаимное уважение и доверие учителей и учеников, постоянное взаимодействие с семьей.

В чём это конкретно   выражалось? Учитель мог заглянуть в дом в любой день — по поводу и без повода — на чай, на дружескую беседу. Обращаюсь к родителям учеников: давно ли к вам заходил хотя бы классный руководитель?! А ещё в этой выверенной системе ценностей не было места кумовству и несправедливости. Дети преподавателей учились в школе до 7-го класса, а потом переходили в другие учебные заведения, чтобы не было соблазна «порадеть родному человечку» — поставить завышенную оценку на экзамене. Со строгими правилами, ставшими здесь нормой, смирялись все, стремившиеся получить «майское» образование.

 

Выпускник

Лихачёв

Выпускником этой школы, совсем не похожей на казённое заведение, был академик Д.С. Лихачёв. Именно в соавторстве с ним  Н.В.Благово написал в 1990 году историческую хронику школы. А в 1995-м благодаря их хлопотам открылся музей.

И совпадение ли, случайность ли, но директор Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации Российской академии наук (СПИИ РАН), который располагается в историческом здании, Рафаэль Юсупов в своё время тоже окончил эту школу и поэтому всячески способствовал открытию музея.

В одном из помещений открыт именной зал академика Лихачёва.

Экспозиция музея постоянно пополняется. Каждый предмет дышит. На нас глядят подлинники, а не муляжи. Бесценные фотографии, значки и медали, фолианты в кожаных переплетах, личные вещи, школьная атрибутика. Особая атмосфера, именовавшаяся как майский дух, живёт и сегодня. И вы её сможете ощутить.

Судя по книге отзывов, в музей приезжают гости из Берлина, Киля, Линца, Лондона, Нью-Йорка, Парижа, Сеула, Софии, Турина, Улан-Батора и даже австралийских Сиднея и Брисбена! Если и вы захотите узнать, как сохраняются замечательные традиции в самой важной области — образовании и воспитании, то непременно загляните по известному адресу.

Кстати, в сети работает виртуальный проект «Общество друзей школы Карла Мая» (new.vk.com/karlmay, new.vk.com/club34510190), где можно записаться на    экскурсию.

А историю школы можно подробно узнать на сайте kmay.ru

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июль 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей