В минувшие выходные на стадионе «Беломорец» прошёл конкурсный показ III международного фестиваля уличного кино. Северодвинск стал единственной площадкой в Архангельской области, где показали шесть короткометражек молодых режиссёров. На это по-настоящему уникальное событие собрались посмотреть более 300 человек.
В Северодвинске прошёл фестиваль уличного кино
ы пришли прямо к началу. Мест не осталось ни на трибуне, ни на подготовленных стульях. Многие стояли в отдалении. За спиной у людей торчали коврики, пледы, полотенца. Мы сделали первый шаг и расстелили свой плед на асфальте. Цепная реакция — и вот уже три ряда зрителей, удобно устроившихся на земле.
Шесть разных историй. Даже битые пиксели стадионного экрана не портят картинку. Снято не только красиво, главное — с душой. Эти истории отобрали из тысячи — значит, было за что…
У Игоря психогенная депрессия. Это когда страдаешь от монотонности жизни. Ничто его не развлекает и не интересует. До нервного тика. У него даже ухо дёргается. Игорь решил обратиться к специалисту. Психиатр, поставив диагноз, советует ему круто повернуть свою жизнь, чтобы она обрела смысл. Убить человека, ограбить банк или влюбиться. Но ничто из этого не занимает Игоря, и тогда психиатр сказал ему купить мотоцикл.
Его жизнь действительно круто поменялась на красном свете светофора. При нетривиальных обстоятельствах Игорь знакомится с девушкой прямо на дороге. Он бегает за ней по городу и через год врывается в кабинет психиатра, кричит, что у него сын весом больше пяти килограммов.
Сценарий фильма «Двое вместе» написал талантливый сценарист Александр Бородянский. В короткометражке снялись не только начинающие, но и извест-ные актеры: Валерий Гаркалин, Сергей Лавыгин и Анна Яновская, которая этот фильм и срежиссировала.
А мы продолжаем смотреть дальше. Мальчик Витя и девочка Аня, несмотря на стёртый телефонный номер на руке и козни чрезмерно заботливой подруги, смогли найти друг друга. Витя долго её искал, меняя последние две цифры. Он всё звонил, и куда он только не попадал.
Вся история «Счастье на ладони» построена на череде случайностей. Случайная встреча в парке, случайная стычка во дворе, случайные номера и люди. Но рано или поздно удача должна повернуться к нам лицом. Пускай случайно. Аня проплакала весь вечер в ожидании звонка. И вот этот трогательный момент, когда Витя наконец её нашел.
Следующий фильм идёт всего две минуты и больше похож на социальную рекламу. Мальчик вместе с мамой катит бабушку в коляске на свалку. Они бросают её там, возвращаются обратно. Мальчик останавливается, зовёт маму. Кажется, вот сейчас он скажет правильные слова, что нельзя бросать бабушку там одну. Но в фильме «Ненужное» Андрея Буянова всё между строк. Мальчик останавливается и говорит матери:
— Ты её там оставишь? Коляску? Тогда на чём я повезу тебя?
Мама снимает очки, немая сцена.
Обсуждение после увиденного совсем не складывается. Люди на стадионе отказываются говорить, тут нечего добавить.
Происходит голосование. В других городах голосуют светом зажигалок или телефона, в Северодвинске — зелёными бумажками, так как у нас белые ночи. Именно эти три истории нашли отклик в сердце публики. Больше всего голосов получил фильм Артёма Прохорова «Счастье на ладони», следом за ним шёл «Двое вместе». Видимо, северо-двинцы предпочитают романтические истории про любовь.
ыло там и три других, не менее интересных сюжета: «Круговое движение» о девушке Маше, пытающейся сбежать от мужа в Москву, «#приключения начинаются» про трёх друзей, уехавших от проблем и гаджетов в лес, и «Зараза» о том, как складывалась дружба между маленькой девочкой и маминым новым ухажёром. Как мне кажется, в этих фильмах не хватило динамики, кульминационного момента. Все истории со смыслом, у короткометражек своё волшебство. В этих пятнадцатиминутках есть то, чего часто нет в большом кино, — душа и недосказанность, которая не даёт простора воображению, а парадоксально делает основную идею более очевидной.
Посмотрев все фильмы, мы созвонились с идейным вдохновителем фестиваля Александром Щеряковым. Получился телемост, так как в это же время проходил показ в Москве. Фестиваль едет от Калининграда до Петропавловска-Камчатского, кино на улице увидят в 65 городах. Миллионы зрителей, и именно они решают, кто победит.
У короткометражек своё волшебство. В этих пятнадцатиминутках есть то, чего часто нет в большом кино, — душа и недосказанность, которая не даёт простора воображению, а парадоксально делает основную идею более очевидной.
Анна АЛЯСКА