«Оплачиваем проезд!»

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/07/2394_d1084.jpg

Подорожает ли проезд в городских автобусах и как это скажется на перевозчиках? Что изменили и ещё изменят для горожан и транспортников последние нововведения в законодательстве? Что можно сказать о перевозчиках нелегальных — не выигравших муниципальный конкурс на маршрут, но выходящих на линию?.. Об этих и других проблемах шла речь в ходе рабочей встречи заместителя министра транспорта Архангельской области Олега Мишукова и представителей регионального агентства по тарифам и ценам, мэрии нашего города с руководством двух компаний-перевозчиков — ООО «Северодвинский центр пассажирских автотранспортных перевозок» и ООО «Северодвинское автотранспортное предприятие».

Городские перевозчики будут работать по новым правилам

 

На уровень инфляции

Конечно, один из самых актуальных вопросов для горожан — стоимость проезда.

Напомним, что тариф может подниматься не чаще раза в год. Последнее подорожание, до 22 рублей, произошло 14 февраля прошлого года. В октябре СЦ ПАТП отправил в агентство по тарифам и ценам области экономическое обоснование повышения до 28 рублей, но получил отказ. На встрече на минувшей неделе представитель агентства предложила подать новый запрос. Но подготовка необходимых документов занимает немало времени — полтора-два месяца, по словам гендиректора СЦ ПАТП Николая Карягина. Ещё больше времени уходит на рассмотрение заявки в соответствии со всеми процедурами, порой бумаги устаревают, их приходится представлять заново. Так что, судя по обсуждению на рабочей встрече, подорожание на городских маршрутах северодвинцам не грозит в ближайшие месяцы, а возможно, и до конца года.

Городские перевозчики смотрят на это пессимистически. Недавно все они потратили в общей сложности до 250 миллионов рублей на приобретение новых автобусов — вложенные средства необходимо компенсировать. А условия кредитования, а также договоров лизинга заметно ужесточились: так, первичный взнос увеличился с 10 до 30—35% от стоимости автобуса. За два года более чем вдвое выросли коммунальные тарифы: если в 2014 году СЦ ПАТП платил за коммуналку в месяц в среднем 320 тысяч рублей, то сейчас — 680 тысяч. Подорожали горюче-смазочные материалы. Втрое-вчетверо за послед-ние годы увеличились взносы на страхование ответственности пассажирских перевозчиков. Что и говорить о желании и необходимости повысить зарплату работникам?

Но главная проблема перевозчиков, по их словам, даже не возросшие расходы, а устаревшие данные о пассажиропотоке, которыми руководствуются власти. Последнее исследование проводилось в 2011 году, за пять лет население Северо-двинска в целом уменьшилось, зато число пассажиров от 70 лет и старше, пользующихся правом бесплатного проезда, увеличилось. Компенсации из бюджета, чтобы реально возместить потери транспортников, должны быть выше раза в полтора, считает Николай Карягин. (Впрочем, Николай Юрьевич подчёркивает, что в целом местные власти в Северодвинске взаимодействуют с перевозчиками на очень высоком уровне).

Выходом, по мнению Николая Карягина, могло бы стать повышение стоимости в текущем году хотя бы до 24 рублей, а в следующем — на уровень инфляции. В противном случае он считает неизбежным постепенную деградацию сферы городских пассажирских перевозок.

К слову, на «межгороде» проезд уже подорожал, хотя обновления автопарка там городские перевозчики не замечают.

 

На нелегальном положении

Вероятно, рядовому горожанину нет дела, выиграл ли перевозчик аукцион и заключил ли договор с мэрией: ездили бы автобусы по удобным маршрутам и графикам… У властей, как и у легальных перевозчиков, взгляд иной.

Во-первых, легальному, по крайней мере, можно предъявить какие-либо претензии, и устранять замечания — начиная от соблюдения графика и заканчивая манерами кондукторов — у легального больше стимулов. А во-вторых, в конце концов, правила есть правила. Год назад, 13 июля 2015 года, был принят Федеральный закон № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом…» — закон, впервые на федеральном уровне регулирующий вопросы пассажирского транспорта. В частности, окончательно поставлена точка в спорах о том, обязаны ли перевозчики участвовать в конкурсах и работать лишь на утверждённых властями маршрутах. Да, обязаны!

Статьи закона, вводящие административную ответственность за нарушения, вступают в силу в ближайшее время — 15 июля. Так, посадка-высадка пассажиров не в установленном месте обойдётся в три тысячи рублей, повторное нарушение — в пять тысяч; перевозка без карты маршрута — в пять тысяч для водителя, 300 тысяч для юрлица; несоответствие характеристик транспортного средства указанным в маршрутной карте — 20 тысяч для юрлица.

В итоге несколько популярных в Северодвинске маршрутов — как город-ских, так и связывающих город с рядом СНТ — окажутся вне закона. Впрочем, строгость закона, как на Руси водится, может компенсироваться сложностью исполнения. Местные власти не имеют прав проводить соответствующие проверки. А у областного управления государственного дорожного надзора нет подразделения в Северодвинске. Да и появившись здесь, его сотрудники проверяют, скорее, легальных перевозчиков: это проще — маршруты, остановки известны…

 

Без замечаний

не уйдут

Кстати, к этому обстоятельству, да и к содержанию претензий проверяющих, есть вопросы у легальных перевозчиков.

— Я понимаю, что комиссия без замечаний уйти не может, но надо же разумно подходить, — эмоционально говорит гендиректор Северодвинского автотранспортного предприятия Евгений Макаров. — Как-то пришли, спрашивают, почём мы ручную кладь пассажиров возим. Да нипочём, говорим, бесплатно. «А почему нигде об этом не написано? Нарушение!» Отвечаем, что вот в салоне выписка из правил пользования транспортом, там об этом сказано. Нет, говорят,            должны быть отдельные объявления! А где вы такие видели?

Николай Карягин добавляет: хорошо бы, если бы в подобных случаях, не угрожающих безопасности и не требующих какого-то экстренного реагирования, проверяющие структуры лишь выносили предписания для устранения замечаний, а не штрафовали сразу. Кстати, это пожелание общее для очень многих организаций, высказывают его и специалисты градообразующих предприятий, и работники общепита…

И ещё один парадокс. Николай Карягин приводит расчёты, по которым получается, что ему было бы гораздо выгоднее даже платить штрафы (в существующем их размере) за несоблюдение тех или иных правил, чем реально менять что-либо. Скажем, прибыльнее выводить на линию «пазики» вместо заявленных в документах более вместительных и удобных, но менее экономичных МАЗов и ЛиАЗов. Или работать не по графику, а только в час пик. К тому же, повторим, штрафы платить придётся лишь изредка — когда из Архангельска появятся проверяющие и поймают тебя за руку…

Будущее покажет, как будут развиваться город-ские перевозки. Пока, несмотря на рабочие вопросы, участники встречи властей и транспортников расстались, выражая удовлетворение. Представители региональных властей в очередной раз отметили, что в плане организации перевозок Северодвинск выглядит предпочтительнее Архангельска.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июль 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей