Как строился Северодвинск

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/05/276_d1081.jpg

Ранним утром 17 июня 1937 года от архангельской речной пристани отошёл пароход-колёсник «Иван Каляев». На его борту разместились будущие строители нового города на берегу Белого моря. Конечным пунктом стал Николо-Корельский монастырь.

Прибыли к монастырю

На пароходе плыла и наша семья: мать и четверо малышей. Остановились у довольно маленькой, но красивой пристани. Ждали, что нас встретит отец, но никто не пришёл.

Винили себя за то, что не подали телеграммы. Но денег на неё всё равно не было. Мои отец и старший брат приехали на стройку годом раньше, из деревни в Вологодской области нас выжили нужда и голод.

От пристани шла небольшая дорожка, выложенная в ширину тремя-четырьмя досками. Тропинка привела нас на проспект Беломорский — эта улица в то время была главной — в дом 19, где жили отец и брат.

 

В тесноте, да не в обиде

Когда вошли в дом, а вернее в недостроенный барак, у нас создалось впечатление, будто мы попали в огромный сарай или конюшню: нет комнатных перегородок, для сна — металлические койки, поставленные впритык…

Отец и брат занимали небольшой уголок. Комендант дома сказал жильцам потесниться, и нам дали место с учётом того, что мы, ребятишки, будем располагаться под койкой родителей. Был выходной день, и по всему бараку мужики небольшими группами рассаживались на кроватях. Слышались громкие разговоры, ругань, женский плач. А около входа, где коридор расширялся, играл гармонист и отплясывали русского.

Глубокой осенью барак разделили на комнаты, установив дощатые перегородки, через щели в которых можно было наблюдать, как живут соседи. На выделенных нам 18 квадратных метрах расселилась вся наша семья из семи человек, и несколько месяцев с нами жили ещё два мужика-плотника.

 

Заработать на хлеб

Отец плотничал на соседнем бараке, у него это здорово получалось. Брат Руф, которому тогда исполнилось 19 лет, выучился работать кочегаром на небольшой котельной установке, там он грел воду для мытья рабочих со стройки.

У наших мужчин заработки были мизерные, и мать пошла работать дворником. Её заставляли убирать территорию у домов, где жил начальник стройки Кронов.

Вскоре отец заболел и ушёл из жизни. Чтобы прокормить нас, мама нанялась прислугой у начальников, живших в коттедже. Она занималась уборкой дома, стирала бельё, мыла посуду — делала всё, что приказывали. Рассчитывались за труд в основном остатками неплохих обедов. Мать забирала всё съестное и приносила нам, ребятишкам. Мы радовались, что сегодня спать ляжем не голодными.

 

По соседству

Меня, 14-летнего парня, в переезде и смене жилья многое интересовало. Я старался запомнить даже самые незначительные события.

Особенно мне нравилось доброе внимание, которое проявляли соседи. В небольшой комнате напротив нашей жила многодетная семья Журавлёвых. Сам хозяин трудился плотником на стройке, как и мой отец. Его жена, Апполинарья Всеволодовна, не работала. Летом она не выходила из леса: собирала грибы и ягоды, а детишки продавали лесные дары. Зимой плела кружева и сдавала их в местную артель. Заработок шёл на покупку продуктов. В их семье рос Ванюшка, мой одногодок, и я любил ходить к ним в гости. Тётя Поля никогда не высказывала неудовольствия по поводу лишнего человека в комнате.

 

Стройка

полным ходом

Бараки в посёлке строились очень быстро, почти каждую десятидневку сдавались новые, хотя большинство из них нужно было достраивать под крышей. Важно было разместить людей до начала дождей и снега,
а новые строители всё прибывали и прибывали.

Уже появилась новая улица, ей дали название Пионерская. На ней быстро выстроили здание под среднюю школу.

Мы с Ванюшкой любили ходить по строящимся домам. Каждый раз заглядывали в монастырь, там многие помещения использовались для хранения строительных материалов. Вблизи находился вечерний рабочий клуб, им заведовал Александр Пихтин — энергичный любитель устраивать молодёжные вечера с танцами под гармошку. Неподалёку открыли продовольственный магазин, первым директором которого была Мария Плашкина, а её муж был знатным для того времени бригадиром плотников.

Поблизости построили небольшое двухэтажное здание аптеки, рядом — дом-барак поликлиники и пожарное депо. В центре этих застроек из строганных досок соорудили макет корабля. По большим революционным праздникам здесь проходили митинги и различные торжества.

Посёлок Судострой рос словно на дрожжах, появлялось много новых улиц, им давали названия. Большой радостью для жителей стало сообщение о том, что 11 августа 1938 года рабочий посёлок строительства №203 пригородной зоны Архангельска преобразован в город Молотовск. С этого дня мы стали именовать себя горожанами.

Михаил КОЧНЕВ, участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Славы

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Май 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Архив записей