«Одноклассники» в заложниках?

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/05/2538_d1084.jpg

Северодвинский драматический театр после потрясающе глубоких «Мёртвых душ», открывших творческий сезон, кажется, снова решил вернуться к проклятым вопросам современности и подать их не иносказательно, а, что называется, в лоб. Именно такое впечатление производит спектакль «Одноклассники», поставленный режиссёром из Пензы Владимиром Карповым по одноимённой пьесе популярного российского писателя, драматурга и журналиста Юрия Полякова.

На сцене перед зрителем предстают неприглядные стороны жизни героев, вываливается грязное бельё, звучат крепкие словечки.
Выбор в качестве литературной основы пьесы Полякова можно только приветствовать. В своих произведениях он умеет чётко обозначать болевые точки общества, прямо и откровенно говорить о мерзости бытия, за что, кстати, некоторые критики вешают ярлык «чернуха».
Как бы то ни было, пьесы Полякова (в том числе и обсуждаемые «Одноклассники») для постановки охотно берут самые разные театры. Причём, как правило, провинциальные.
В 2014 году Северодвинский театр уже имел опыт общения с драматургией Полякова, когда режиссёр Олег Пронин поставил мелодраму «Как боги». Спектакль вызвал неоднозначную реакцию у зрителей и критиков. Но, как правило, весьма положительными были отзывы о романтическом дуэте актёров Владимира Кулакова и Марии Несговоровой.
Что касается, «Одноклассников», то спектакль, к великому моему сожалению, буксует изначально. Вся социальная проблематика проговаривается как бы походя, а заявленный в афише жанр «мелодрама» оборачивается на первых порах трагикомедией, а потом и вовсе переходит в фарс. Эта проблема, на мой взгляд, возникла по двум причинам.
Во-первых, из-за неудачного распределения ролей. Актёры, по сути, стали заложниками режиссёра и, хотя очень старались, спасти ситуацию не смогли.
Действующие лица — люди из разных социальных слоёв. Школьный завуч, поэт-алкоголик без определённого места жительства, «чугунный» олигарх, бывшая королева красоты, а ныне содержанка, священник и эмигрант — такой вот пёстрый срез современного общества. Материал благодатный, было где развернуться. Но на деле вышло, что некоторые герои выглядят неубедительно, карикатурно, а то и вторично.
Вот отец Михаил в исполнении Вадима Мизина напоминает его же отца Елпидия из спектакля 2012 года «Самоубийца».
Павел Варенцов — хороший молодой актёр, сыгравший ряд интересных персонажей как во взрослых, так и детских постановках. Но вот роль олигарха Черметова — совсем не его амплуа, он старается, говорит басом, но всё равно выходит «Федот, да не тот».
При всём моём уважении к талантам Даниила Овинникова, исполнившего роль Фёдора, он никак не похож на алкоголика-интеллектуала.
Герой Эдуарда Пьянкова Борис два десятка лет прожил в Австралии. Должен же у него появиться хоть небольшой акцент? Это ведь совершенно естественная вещь для человека, который так долго находился в иноязычной стране. А одними джинсами и ковбойскими сапогами не убедишь.
Светлана (Юлия Корельская) — бесцветный персонаж, непонятно, почему в неё были влюблены так много человек.
Но есть и приятные исключения: бывшая королева красоты Анна в исполнении Юлии Зарецкой свою героиню прочувствовала, вдохнула в неё жизнь, использовала яркие краски для рисунка роли.
И ещё подкупает искренностью заслуженная артистка России Людмила Поваляшко (Евгения Петровна), в глазах которой застыло неподдельное горе.
Причина вторая: по ходу действа периодически возникает ощущение, что режиссёр не знает, что ему делать с материалом, в какую сторону развернуть. Пример — невнятный финал спектакля, из которого неясно, то ли «ожил» превратившийся в овоща и 20 лет просидевший в инвалидной коляске Иван в исполнении Анатолия Лобанова, то ли умер. Между тем в пьесе понятная, логичная и реалистичная концовка.
Кстати, есть и второй состав спектакля, где роль Чермета исполняет вышеупомянутый Владимир Кулаков,
а роль Светланы — Анна Венгерович. Увы, увидеть этих замечательных актёров на сцене в силу ряда причин пока не удалось, но, по отзывам, с ними совсем другой спектакль.
Как всегда, радует сценография Дениса Стальмакова. Особенно универсальные передвижные тумбы, оклеенные газетами, которые выполняют роль дверей, шкафов, парт и так далее.
Отмечу и символические мизансцены из школьной жизни. К примеру, пары, кружащиеся в вальсе и навевающие ностальгические воспоминания.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Май 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Архив записей