Они уже не так страшны, как в декабре: тогда их писали впервые. Теперь и ребята, и учителя знают, чего ждать от всероссийской проверочной работы, и готовятся к ней целенаправленно.
Эффективность образования в стране покажут всероссийские проверочные работы
Испытания для учеников четвёртых классов стартуют уже 11 мая. Пока что участвовать в них рекомендовано по желанию, но в первой прогимназии с согласия родителей решили обеспечить стопроцентную явку 101 ученика. И не просто так.
— С 2017 года участие во всероссийской проверочной работе станет обязательным. Знания детей будут проверять дважды в год. Есть также информация, что в дальнейшем такие работы будут писать в пятых и шестых классах, — рассказывает заместитель директора первой прогимназии по учебной работе Лариса Хрипунова.
Ещё в декабре, когда проходила апробация нововведения, у многих возникли сомнения: уж не переводной ли это экзамен из начальной ступени в среднюю? И на каком основании детям, и так загруженным учёбой, организовали дополнительные испытания?
— Никаких высоких ставок на эту работу не делается, — пояснила Лариса Анатольевна. — Её проводят с целью мониторинга качества образования в стране, чтобы понять, усвоили дети программу или нет.
Материал приходит в школы страны одновременно, поэтому оценку качества образования по выходу считают объективной. Знания ребят проверят по трём предметам: русскому языку, математике и окружающему миру. Задания поступят за три дня закодированным архивом, код к нему пришлют за полтора часа до проведения самой работы.
Контрольная по русскому языку, например, разбита на две части: 11 мая школьники напишут диктант и выполнят задания по синтаксису. Во второй день ребят ждут 13 заданий, охватывающих все разделы языка. Нужно будет, например, поставить ударение в словах, определить основную мысль текста, составить к нему план, написать значение слова, подобрать синоним и даже в письменной форме отказаться от приглашения так, чтобы человек не обиделся. С математикой разберутся в один присест: предусмотрено 14 заданий, в том числе с картинками. Вопросы по окружающему миру, испытание по которому предстоит 19 мая, пока загадка. Работ по этому предмету в декабре не было.
— В обычной контрольной работе мы можем использовать пять заданий, здесь же их спектр шире. И очень удобно, что есть базовый уровень и повышенный. В целом все задания не выходят за рамки того, что мы изучаем на уроках. Некоторые, может быть, сформулированы по-другому, — рассказала классный руководитель 4а класса Светлана Бармина.
Работы проверяют учителя, не ведущие данный класс. Результаты заносят в единую таблицу, где каждый ученик значится под кодовым номером. Приходит система оценивания работ, где прописаны нормы и баллы за каждую часть работы. Последние потом можно перевести в школьную оценку.
— Важно, что по результатам становится виден рейтинг школы на уровне региона и на уровне страны. С другими школами города она не сравнивается, — отмечают педагоги.
По тем же результатам видно, и с какими проблемами сталкиваются дети страны в целом. У большинства, например, вызывают трудности определение темы и основной мысли текста, морфологический разбор имени прилагательного и глагола. В математике — действие с многозначными числами и решение задач в три-четыре действия. Впрочем, выполнить работу на 100% задача не ставится. Если ученик не приступил к каким-то заданиям — это, скорее, сигнал учителю.
— Надеемся, что если ребята будут выполнять эти работы, подготовка к ГИА и ЕГЭ будет продвигаться проще. Хотя все отметили: на плечи учителей легла дополнительная нагрузка, — подытоживает Светлана Валентиновна.
РАСПИСАНИЕ
11 и 13 мая — русский язык
17 мая — математика
19 мая — окружающий мир
На каждую контрольную отводится 45 минут.