Чиновники считают, что город выиграет от «сложения» школ № 12 и 38. У директоров другое мнение
Эффективная оптимизация
Судьбу школ № 12 и 38 на днях обсуждали на общественном совете по развитию образования под началом заместителя мэра по социальным вопросам Александра Усова.
Учреждения предложено объединить под одним юрлицом за счёт сокращения шести с половиной административных единиц в 38-й. Иными словами, присоединить открытую сменную школу № 38 к общеобразовательной № 12. Доводы управления образования просты: 12-я школа очень популярна в микрорайоне, могла бы принимать и больше детей, если бы ей позволяли площади. В то время как «соседка» через дорогу не выполняет до конца муниципальное задание.
— Проектная наполняемость школы 450 человек, — поясняет заместитель начальника управления образования Татьяна Перепёлкина, — на 1 января в ней обучались чуть менее 300 учащихся, или 65% от плана.
Есть здесь также отставание по успеваемости, успешности прохождения учениками ГИА и получению аттестатов. Невыгодно, по её словам, школу содержать и экономически. Дополнительно за счёт перераспределения средств между образовательными учреждениями на выплаты в 38-й в прошлом году потребовалось 2 миллиона рублей, в этом — 2,4 млн. За счёт объединения удастся сэкономить порядка 4 млн. рублей.
С другой стороны, есть школа № 12, в которой вместо 560 детей сегодня учится 595.
— В этом году желающих прийти сюда было на четыре первых класса, но взяли только три, так как нет кабинетов.
Да и находятся школы совсем рядом, часть детей 12-й школы из-за трещины на фасаде с прошлой осени уже переведена на площади 38-й. Что бы их не объединить? Новое юрлицо должно появиться в 2017 году. В школе будет порядка 800 человек. Педагогов разгрузят, у детей появится возможность участия в дополнительных образовательных программах, всем учащимся 38-й предоставят условия для продолжения обучения.
— По тому, что предлагалось по другим школам, могут быть серьёзные вопросы. Там действительно не надо торопиться. А здесь объективно время настало. Может быть, мы даже опаздываем с принятием решения, — считает Александр Усов.
Две школы — две миссии
Оптимизация, экономическая эффективность — понятия, которыми оперируют чиновники. А что думают директора школ, совершенно разных по сути и с собственной миссией?
Идея объединения не нова — она была озвучена ещё в 2014 году. Тогда необходимость слияния аргументировали тем, что в законе «Об образовании» не определён такой тип школ, как сменная. Иными словами, её не должно быть.
— С тех пор мы доказали, что формы обучения в школе узаконены, наш устав прошёл все необходимые инстанции, — рассказывает директор школы № 38 Ольга Гнатюк.
При этом, считает Ольга Фёдоровна, маленькой школу назвать нельзя.
— В среднем в учреждениях образования города учится по 550 детей. У 38-й нет начального звена, мы обучаем с седьмого класса. И сейчас у нас учатся 312 человек — разве это мало?
Но кабинетов в ней не много: дети занимаются здесь посменно.
— Мы никогда не отказывали 12-й в пользовании тем же спортзалом в дневное время, спортивной площадкой, — на эмоциях рассказывает Ольга Гнатюк.
Директор считает, что за кадром осталась такая важная часть их деятельности, как работа с трудными под-
ростками, которые по разным причинам не смогли обучаться в других местах. У школы накоплен богатый опыт взаимодействия со всеми подразделениями системы профилактики.
Или, быть может, такова судьба самого здания? Ранее здесь располагались школа № 13, УПК, школа № 33, теперь 38-я. Да и сам коллектив 38-й достаточно поскитался. В 2010-м переехал сюда из двух не соответствовавших санитарным требованиям зданий на улице Первомайской, 13а и проспекте Беломорском, 22. До этого жили на улице Полярной, потом учились в школе № 25 в вечернее время. Новое здание счастливым не оказалось.
Кризис не время для перемен?
А что же школа, которой прибудет? 12-й забот хватает, она уже имеет одно структурное подразделение — детский сад «Якорёк», благодаря чему реализует четыре уровня образования — дошкольное, начальное, основное и среднее общее. Плюс к этому длительное время также осуществляет обучение детей, которые лежат в больнице. После объединения сюда добавятся трудные подростки, обучающиеся в очной и заочной формах. Потянет ли всё это одно юрлицо?
— Я сторонник того, чтобы учить в здании 38-й среднюю школу и создать на её базе не только вечерние классы, но и лаборатории — условия для профильного обучения, — делится мыслями директор школы № 12 Галина Щулепова.
Качественные показатели работы школы при объединении, скорее всего, упадут, считает Галина Владимировна. К тому же у самой школы нет такой острой необходимости в площадях: численность учащихся держат на уровне 22 классов, чтобы не открывать вторую смену.
— Я считаю, что в период кризиса вообще ничего нельзя менять. Здание 38-й школы старейшее, как и наше — обоим за 50. Оно требует больших капитальных вложений, а где их взять? Прежде чем проводить слияние, нужно просчитать все риски — социальные, управленческие, экономические, административные.
Конечно, слияние двух таких разных школ — вопрос дискуссионный. Члены общественного совета проголосовали за слияние, но точка на этом не поставлена. В ближайшее время документы отправят на суд народных избранников, а после — в комиссию по экспертной оценке последствий реорганизации или ликвидации муниципальных образовательных учреждений.