Белорусы с «Украинского комсомольца» ищут товарищей

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/04/1111.jpg

Недавно мне привезли белорусские газеты. Среди свежей прессы оказался еженедельник «АиФ в Белоруссии» № 16. В разделе писем взгляд упал на большую фотографию, которая занимала почти треть газетной страницы.

50 лет назад они служили в Северодвинске

Фото из альбома на память о службе на Северном флоте в 1961—1965 годах. Временному отрезку удивляться не стоит, поскольку тогда на флоте служили аж четыре года.
На фотографии в газете лучшие подводники АПЛ К-149, командиры В. Штыков, Б. Зубков, Е. Павлов. Их фото расположены сверху, а матросов — в полукружии. В центре — подлодка в лучах солнца и узнаваемая северодвинская улица — пр. Ленина. Впрочем, в тексте, которым сопровождается фото, упоминается лишь дивизион движения атомной подводной лодки К-149. Под фотографией приводится небольшое письмо Анатолия Даниловича Котовича из Иванова Брестской области.
«Наш ракетоносец, — пишет он, — за успехи в боевой и политической подготовке был признан лучшим кораблём ВМФ СССР в 1965 году. На лодке служили в основном ребята из Украины, впоследствии её переименовали в «Украинский комсомолец». Белорусов было всего пятеро. Хотелось бы узнать судьбу своих земляков». Координаты автора письма в редакции «АиФ».
Конечно, читателям белорусской газеты, я думаю, мало о чём говорит эта фотография экипажа полувековой давности. Не упоминается даже место службы. Но для севмашевцев и корабелов «Звёздочки» за названием корабля выстраивается его история. В справочнике «Надводные корабли, суда, подводные лодки постройки завода
№ 402 — ФГУП «ПО «Севмаш» (1942—2005)» под редакцией С.А. Спирихина я прочитала досье на К-149. АПЛ была заложена 12 апреля 1961 года, в день полёта Ю. Гагарина, на Севмашпредприятии в цехе № 50.
И строилась, похоже, космическими темпами. Была спущена на воду 20 июля 1962 года, а 27 октября подписан приёмный акт. Ответственным сдатчиком был прославленный ветеран Севмаша Павел Васильевич Лапшинов. В ноябре того же года лодка вошла в состав Северного флота.
Этот корабль связан и со «Звёздочкой», поскольку с 1964 по 1965 год лодка проходила там ремонт и модернизацию. Вот почему и появился на фотографии фрагмент пр. Ленина, хотя по соображениям секретности никакого упоминания о Северодвинске нет. Даже сейчас бывший моряк в письме не называет место службы. Но, если вернуться к товарищам по службе, может, земляков Анатолия Котовича можно поискать и в нашем городе? Кто знает, а вдруг и остался кто на Севере после срочной. Есть же примеры.
Среди лучших подводников я подметила на общем фото портрет П.И. Мазура. Это о его судьбе в конце прошлого года была публикация журналиста «Звёздочки» Анатолия Попова. Павел Мазур служил главным старшиной турбинистов на К-149, принимал участие в автономных плаваниях, награждён знаком «За дальний поход». Демобилизовавшись, остался в Северодвинске, пришёл на «Звёздочку».
Павел Иванович Мазур, как пишет коллега, до сих пор трудится там, он заместитель начальника отдела охраны труда предприятия, уважаемый человек. А корабля, на котором он служил вместе с украинскими и белорусскими друзьями, уже давно нет. История его закончилась в 1991 году. Но, может, членам экипажа всё-таки удастся встретиться? Пусть даже спустя полвека.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Апрель 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архив записей