Увидеть в действии купленный на ул. Пионерской патефон или послушать горн и звонок школьного колокола, поскрипеть пером в прописи или использовать котелок военных лет — такая возможность представляется не каждый день. Но все эти вещи не канули в Лету: с них протёрли пыль, и те заиграли новыми красками!
Как вещи из прошлого проверили смекалку экскурсоводов будущего
Шестой областной конкурс экскурсоводов музеев обра-зовательных организаций собрал в ДЮЦе 19 ребят из Северодвинска, Архангельска, Новодвинска, Шенкурска, Котласского, Плесецкого, Холмогорского и Приморского районов.
Юных экскурсоводов разделили на две возрастные группы — 6—8-е и 9—11-е классы. Самой юной участницей стала ученица пятого класса.
Задание-сюрприз на второй день конкурса, о котором мы сказали вначале, стало самым любопытным. Участникам предстояло представить предмет из комнаты Детского движения города в ДЮЦ, вытащенный по жребию. За час нужно было подготовить рассказ о нём и за минуту презентовать зрителям. «А что бы я могла сказать об этом предмете?» — каждый раз задавала самой себе вопрос. И часто удивлялась тому, какой ход выбирали ребята. Старый портфель, например, можно использовать для катания с горки, как орудие в драке, а также для ухаживания за девочкой. Одно- и двухполозные советские конёчки (именно так любовно называла их Елизавета Короткая) — прекрасное средство от скуки. А попробуй-ка разобраться в принципе действия фотоаппарата «Турист» 1930—1940 годов! Это не сенсорное чудо техники: нажал на кнопку, и готово.
Главным испытанием для юных экскурсоводов стала презентация школьных музеев и комнат боевой славы. Вот лишь некоторые из тем увлекательных путешествий, в которые они отправили гостей: летняя Соловецкая школа юнг и первые пионеры Судостроя, история клуба интернациональной школы № 7 Новодвинска и виртуальная прогулка по пр. Труда. Были и очень любопытные работы. Например, знаменитые выпускники-театралы или «денежкина» история Матигор. А Алексей Стрекаловский даже проследил в каждом поколении своей семьи связанных с флотом людей. Его прадед служил на крейсере «Аврора» кочегаром, деда четыре года считали пропавшим без вести (он находился в концлагере в Норвегии), ещё один прадед служил на тральщике ТЩ-107 и участвовал в сопровождении Северных конвоев. История собственного рода вдохновила Алексея написать картины!
Но презентовать заготовленный материал — полдела. Главное было не растеряться и ответить на вопросы жюри. А некоторых они ставили в тупик.
— Посетители могут задать любой вопрос, поэтому ваш интеллектуальный уровень и кругозор очень важны, — дала ребятам совет член жюри, заведующая отделом историко-культурного наследия Архангельского краеведческого музея Жанна Петриченко. — Экскурсовод из любой ситуации должен выйти с честью, поэтому о своём материале вы должны знать максимум.
Вот и указкой у экскурсоводов пользоваться уже не модно. Она же первая и выдаст волнение: больно велик соблазн покрутить её в руках. Ещё один совет школьникам — пользоваться опорными карточками, а не читать текст, и выступать чуть менее эмоционально, потому что некоторые устроили перед залом целое представление. В ход шли оригиналы газет военных лет, письма пионеров, фотографии и рисунки… Порадовало, что многие обращались в работе к нашей газете, хранительнице истории Северодвинска.
В целом ребята выглядели очень достойно! И если они не пополнят ряды экскурсоводов в скором будущем, то уж точно всегда подметят интересное в окружающем и с ними всегда будет о чём поговорить.