Мы часто ругаем нашу систему образования, но её недостатки и преимущества видны в сравнении с другой. Скажем, американской, которая абсолютно отличается и от нашей, и от европейской.
Полёт матрёшки-Спайдермена вокруг мира и обратно в Америку
Посмотреть, как она работает, мне удалось во время стажировки в городе Пенсакола штата Флорида. Глобал Лёрниг Академи — так называется местная начальная школа, созданная на базе трёх небольших школ микрорайона, в которую я попала.
— При объединении школ были некоторые проблемы, но это отличный опыт. Мы благословлены иметь замечательных мальчиков и девочек, которые очень стараются, — рассказала директор школы Джуди Ла Баунти.
В Америке начальную школу от средней отделяет не только название: это самостоятельное здание со своим штатом учителей. И подавляющее большинство из них, как и у нас, женщины. На этом, кажется, сходство заканчивается. Классные учителя здесь меняются каждый год, а обучение больше походит на игру.
Глобал Академи — типичная общеобразовательная школа, но имеет дополнительные программы. Здесь сосредоточены на изучении мира и лидерстве. Сами американцы ругают своё образование за то, что люди плохо знают географию родной страны и с лёгкостью рассуждают о внешней политике, не понимая её реалий. Здесь дети изучают все континенты мира, начиная с Антарктиды в подготовительной группе и заканчивая Северной Америкой в пятом классе. В этом крыле, где первоклашки проходят Азию, недавно праздновали китайский Новый год. Поэтому под потолком висит огромное чудище красного змея.
В вестибюле школы настоящий музей: в витринах батик из Марокко, халат из Узбекистана, испанская кукла, китайский ковёр, египетский папирус. Это подарили школе родители или гости. Обычаи и традиции регионов стараются включать и в процесс обучения, периодически устраивают скайпвстречи со школами других стран.
В школе обучаются около 800 детей от 4 до 12 лет. Большинство заняты с 7.15 до 14.15. Ребята проходят чтение, математику, письмо и социальные науки, иностранный язык не изучают. Есть также продлёнка. Дважды в неделю после уроков можно получить помощь в чтении и математике. Энергосберегающие технологии изучают на примере панелей солнечных батарей, расположенных на крыше. В саду выращивают зелень, а когда погода холодная, выносят телескоп и изучают созвездия.
В обычном классе 18 студентов (так называют учеников) и один учитель. Педагоги используют портативные микрофоны, чтобы любой ребёнок слышал одинаково. В работе используют также интерактивные доски, ноутбуки и айпады. Есть свой читальный уголок и специальная зона для студентов-инвалидов.
Забавно, как дети пишут тесты: каждому ставится картонная ширмочка, чтобы не подглядывал к соседу. В соседнем кабинете подводят итоги: учитель называет фамилию, каждому хлопают. Ноу-хау ещё одной учительницы — воздушные шары под потолком. Их надувают за успехи детей, а в конце года торжественно лопают. Любопытна находка библиотекаря: книги маркируют специальными подставками… из обуви. Так дети отличают сложность книг и тематику.
В школе есть компьютерные центры, куда можно приходить после уроков, родители могут посещать ресурсную комнату и работать на компьютерах. Компьютеры, как оказалось, есть дома не у всех. Также есть комната, где можно подобрать обувь, одежду: всё собирается на пожертвования или общественные деньги.
Музыкальная комната и комната искусства нетипичны для общеобразовательных школ Америки. В музыкальной дети изучают сольфеджио, учатся игре на пианино. В комнате искусства идут в ход пластиковые бутылки и цветная бумага, из которой ребята творят 3D-оригами. Учитель Мэган Бриз, узнав, что я из России, тут же показывает рисунки второклассников, изучающих Европу. На них — наши матрёшки. Правда, на американский лад.
— У нас ещё есть матрёшка Спайдермен и матрёшка Капитан Америка, — улыбается учитель.
Родители хвалят Глобал Академи за технологии, которыми она насыщена. И ругают за недостаточную заинтересованность учителей в работе. Мне показалось, что процесс обучения больше направлен на то, чтобы сделать обучение интересным, а не на глубокие знания. Наверное, есть что взять на заметку. Но подходит ли такая система обучения нам?