Автомобиль на ладони

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/04/1176_d1083.jpg

Коллекционирование в наше время довольно распространённое хобби. Люди по всему миру собирают марки, значки, монеты, спичечные этикетки и многое другое. Мы же хотим рассказать о северодвинцах, которые увлечены коллекционированием масштабных моделей автомобилей.

Мир в масштабе 1:43

В советское время примерно у половины семей на полках, в сервантах и в шкафах стояли масштабные модели. Покупали их «по случаю» или «для красоты», но относились как к дорогой и стильной вещи. Ещё бы! Проекты моделей и их изготовление в СССР осуществляли флагманы промышленности — оборонные и приборостроительные предприятия. Самый распространённый масштаб изготовления моделей в нашей стране был 1:43, то есть копия меньше автомобиля ровно в 43 раза.

Масштабные модели были очень дефицитным товаром. Свои коллекции люди начинали собирать, путешествуя по разным городам нашей страны, посещая республиканские и областные центры, а также, как в известном фильме, заглядывая на вокзал и толкаясь по комиссионкам.

 

В эпоху жестяных игрушек

Качество изготовления и технологичность ранних автомоделей в нашей стране удивляли даже искушённых иностранцев. Например, у моделей автомобиля ВАЗ-2121 «Нива» вместе с передними колёсами поворачивалось рулевое колесо. А некоторые модели ГАЗ-13 были электрифицированы: могли двигаться по прямой и их передние фары горели. Это было в 70—80-х годах, в эпоху жестяных игрушек на полках магазинов.

Купить автомодели в нашем городе было чем-то средним между «крайне сложно» и «невозможно». Продавались они в конце месяца небольшим тиражом. Спрос был многократно выше предложения, поэтому коллекции северодвинцев пополнялись различными путями. Чаще, рассказывая об «обновке», использовали слово «достал», а не «купил».

В 70—90-х годах было нелепо спрашивать у собирателя тему его коллекции. Обычно она называлась «Что смог достать». Сейчас же коллекционерам куда проще следовать определённой теме, подбирая новые модели.

Однако представители северо-двинского клуба коллекционеров сетуют, что все отечественные производители микроавтомобилей в бушующих реалиях современной экономики закрылись. Отчасти потому, что не смогли сохранить качество советского периода и расширить ассортимент автомоделей. Но при желании сейчас можно пополнять коллекцию и за счёт китайских производителей.

 

Не количество, а качество

По словам северодвинских моделистов, чаще всего у них спрашивают о количестве автомоделей. Но в этом деле куда важнее качество. Интереснее доставать модели, отличающиеся от своих собратьев не-обычными заводскими наклейками или собранные в единичных экземплярах в макетных цехах автозаводов. Такие модели хоть и не имеют финансовой ценности, но интересны сами по себе.

Теперь представим некоторых участников клуба коллекционеров.

Игорь, 41 год. Начал собирать модели в семь лет, после того как отец привёз ему из командировки первую модель — MATRA-530. Теперь в его коллекции 150 экземпляров. Гордость коллекционера — модели, посвящённые Московскому фестивалю молодёжи и студентов 1985 года.

Денис, 42 года. В его коллекции 220 моделей. Собрал практически все базовые масштабные автомодели, выпускавшиеся в СССР.

Антон, 44 года. Коллекция включает более 250 экземпляров. В последнее время пополняет собрание за счёт сборных моделей.

Собирание моделей — это не просто покупка и увеличение размера коллекции. Это всегда движение: одни модели приходят, другие уходят. Некоторые из них попадают в руки к коллекционеру в плачевном состоянии: разукомплектованные и разбитые. Всегда интересно спасти автомодель, дать ей вторую жизнь.

 

Давайте объединяться!

Но имеются у наших «собирателей» и проблемы. Во-первых, распались связи между коллекционерами даже в пределах Северодвинска. Раньше они собирались в Доме корабела. Там десятки людей общались, узнавали новую информацию, менялись моделями. Теперь же каждый собирает свою коллекцию и не может обменяться мнением с товарищами по хобби. Остаются только интернет-форумы.

Другая проблема: практически нет новой смены коллекционеров, самые молодые преодолели 35-летний рубеж. Чтобы хобби не пропало, мы занимаемся сборкой или восстановлением автомоделей вместе с неравнодушными к автомиру ребятами-школьниками. Стоит ли говорить, какой восторг дети испытывают при виде собранной ими модели!

Пусть эта публикация послужит призывом к объединению тех, кто интересуется миром автомоделей в масштабе 1:43. Пусть к нам обращаются опытные, начинающие и бывшие коллекционеры.

Телефон для контактов: 8-952-252-5725, звоните с 18.00 до 21.00.

***

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Стоимость моделей «Запорожца», ВАЗ-2107 на чёрном рынке в конце 1980-х доходила до 200 рублей за штуку.

Известна история коллекционера, собравшего более 8 000 экземпляров в своей квартире. Каждая комната была посвящена автопрому Англии, Франции, Италии, Германии.

Модель правительственного автомобиля ЗИЛ-117 утверждалась на уровне ЦК. Замечания по поводу неправильно открывающегося капота и некрасивых фар исправили у будущей серийной автомодели.

 Юрий ШАБАЛИН

Фото автора

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Март 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архив записей