Между строк — корабли и лодки

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/04/1012_d1083.jpg

Ровно полвека назад принёс он свою первую заметку в нашу газету. И сейчас Анатолий Андреевич наш активный автор и свой творческий юбилей отмечает новыми публикациями в «СР». Работает журналист в газете «Трудовая вахта», что издаётся на «Звёздочке», и это понятно, ведь сердце его в равной степени, как и журналистика, делят море и корабли. Но пусть лучше расскажет он сам.

Творческий юбилей отмечает автор «Северного рабочего» Анатолий Попов

Начинал рабкором
Читаю «Северный рабочий» за 4 марта. Дошёл до 21-й страницы, а там под рубрикой «Вместе с газетой» аршинный заголовок «Каждый номер собирали по буквам». В материале даны выдержки о работе газеты за 1952, 1967, 1977, 1987 и 1996 годы.
Читал их внимательно. И тут меня будто током ударило! Господи, вспомнилось, да ведь в марте 1966 года, ровно полвека назад, я принёс в «Северный рабочий» свою первую заметку. Её через несколько дней опубликовали. Так началась моя творческая дружба с городской газетой.
В тот год после службы на Северном флоте я поступил на «Звёздочку». Имея небольшой журналистский опыт (окончил школу военкоров при газете «Подводник Заполярья» и сотрудничал с флотскими изданиями), решил наладить отношения с «Северным рабочим». Мое желание одобрил редактор газеты Василий Петрович Соснин и рекомендовал активнее освещать жизнь на острове Ягры.
Поскольку производственную деятельность предприятий Судпрома в те времена показывать не дозволялось, то нам, внештатным корреспондентам, в основном приходилось писать о быте рабочей молодёжи в общежитиях, занятиях в вечерней школе и базовом ГПТУ, о культуре, спорте… Мне посчастливилось делать репортажи со строительства ДК им. 50-летия Октября, спортклуба «Беломорец», заводского санатория-профилактория, нового здания МСЧ-2.
В конце декабря 1966 года на «Звёздочке» открыли свою многотиражную газету «Трудовая вахта». Редактором назначили Афанасия Андреевича Мосеева, бывшего заместителя редактора «Северного рабочего». Естественно, я сразу же подключился к сотрудничеству с заводской многотиражкой.
Учитывая мой опыт общения с «Северным рабочим», в 1971 году Афанасий Андреевич взял меня в штат «Трудовой вахты» литературным сотрудником. Помнится, он мне как-то сказал: «С городской газетой связей не теряй. Её читают не только в Северодвинске, областном центре, но и выше. Глядишь, и твою фамилию заметят».
Как в воду глядел заводской редактор. В 1973 году областной комитет КПСС направил меня учиться на дневное отделение печати Ленинградской высшей партийной школы. Журналистику постигал четыре года. На первых каникулах напросился потрудиться в «Северном рабочем». Приняли с желанием. Честно скажу, погоняли меня коллеги. Материалы готовил практически для всех отделов. Даже выпустил несколько страниц «Смехотворной пятницы», когда её постоянный автор Александр Иванович Мишарин находился в отпуске. Надо сказать, эта добровольная практика в «Северном рабочем» помогла мне и в дальнейшей учёбе, и в журналистском деле. Городскую газету я привозил в Ленин-град после каждой поездки домой и с удовольствием её показывал на занятиях.

Как Петрович мою карьеру спас
В 1977 году с дипломом журналиста я вернулся на родную «Звёздочку», с осени 1981 года стал редактором «Трудовой вахты». С «Северным рабочим» стал сотрудничать ещё теснее. С Василием Петровичем Сосниным общался часто. Выручал он меня не раз. Про один эпизод, думаю, рассказать надо.
Как известно, в журналистской практике бывают курьёзные случаи, бывают и такие, которые могут отрицательно сказаться на карьере. В ноябре 1982 года ушёл из жизни генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев. Случилось это сразу после праздников, которые по традиции проходили с широким размахом. Естественно, наша газета должна была отразить потерю для компартии и народа, в то же время показать, как предприятие отмечало очередную годовщину Октябрьской революции.
Я оба материала поставил на первую полосу. Некролог о генсеке поместил в шпигеле, обнеся его жирной рамкой, остальную часть полосы отдал прошедшему празднику. Эта картина осталась у меня на всю жизнь. Она нет-нет да и встаёт перед глазами. В шпигеле некролог о генсеке, а под ним — праздничная демонстрация. На лицах людей улыбки, у некоторых в руках гармони с развёрнутыми мехами, у многих — плакаты, флаги и флажки, воздушные шары.
Помнится, сижу и любуюсь страницей. И вдруг меня в жар бросило! Это что же такое получается? Вверху страницы некролог о генсеке, а внизу — радостные лица заводчан, участников демонстрации. То ли я делаю?
Снимаю телефонную трубку и звоню редактору «Северного рабочего» Василию Петровичу. Объясняю ситуацию.
Василий Петрович в ответ:
— Газету печатаешь?
— Да.
— Немедленно останови печатную машину! В стране генсек скончался, а у него в газете народ ликует! Завтра можешь слететь с редакторского кресла.
Что дальше говорил коллега, умолчим, но к его совету — немедленно прекратить печатать «Трудовую вахту» и первую полосу переделать — я прислушался. Газета вышла своевременно и с некрологом, но без репортажа о праздничной демонстрации. Так Василий Петрович спас меня от неминуемого наказания как по партийной линии, так и по работе.

Про «Диксон» и «Варшавянку»
В 90-х годах заводским журналистам Севмаша и «Звёздочки» разрешили публиковать материалы в «Северном рабочем» и других изданиях о прямом предназначении наших предприятий. Разумеется, в рамках дозволенного. В то время газетой руководил Николай Николаевич Кочуров. Помню, с каким запалом издание опубликовало мой материал 26 февраля 1997 года под названием «Варшавянка» придёт на «Звёздочку». Скажу честно, ставили его тогда в номер на риск Кочурова и на мой страх, ни с кем ни согласовывая. Слава богу, всё обошлось благополучно. Статья начиналась так: «Два года назад на «Звёздочке» побывала делегация Индии, которую возглавлял советник посла этой страны господин Митр. Целью приезда было получить информацию о возможностях «Звёздочки», обсудить перспективу взаимного сотрудничества в области судостроения и судоремонта на основе межправительственного соглашения между Россией и Индией. Именно в начале марта 1995 года и был поднят вопрос о возможности ремонта на «Звёздочке» дизель-электрических подводных лодок ВМС Индии».
Мы с коллегой поступили тогда правильно, придав огласке этот факт. Два года спустя на «Звёздочку» для ремонта и модернизации доставили первую индийскую подводную лодку «Синдувир» (из серии «Варшавянок»). Обновлённой она ушла к родным берегам в 1999 году. С того периода на нашей верфи были отремонтированы и модернизированы ещё четыре субмарины ВМС Индии. К слову, каждая из них «прошлась» по страницам «Северного рабочего».
А вот ещё один пример моего доброго взаимоотношения с газетой.
В августе 1997 года на «Звёздочку» для ремонта пришёл ледокол «Диксон», приписанный к АО «Северное морское пароходство». Оплата ремонта ледового пахаря планировалась по взаимозачёту. Были оговорены сроки — 60 дней. Завод к ремонту ледокола приступил без раскачки. Вначале работы продвигались успешно, но потом дело застопорилось, и особенно по ремонту электрооборудования. Заказчиком — АО «Северное морское пароходство» — были сорваны поставки сменных запасных частей от инофирм.
Понимая, что сроки ремонта могут быть отодвинуты, руководство «Звёздочки» забило тревогу. В адрес правительства области и заказчика одно за одним шли обращения о том, чтобы экстренно исправить положение с поставками запчастей.
Однако дело, выражаясь флотским языком, встало на мёртвый якорь, что грозило срывом срока ввода ледокола в эксплуатацию. А ведь зима не за горами. Заводское руководство отправило в область очередное обращение, в котором говорилось, что если положение с поставками запчастей не будет исправлено в ближайшее время, предприятие снимает с себя ответственность и обязательства по срокам выполнения ремонта «Диксона». Ситуация складывалась так, что Архангельский порт может оказаться отрезанным льдами Белого моря от других портов и дальнего зарубежья. Значит, морские грузоперевозки на долгие месяцы будут прекращены. В порту люди останутся без дела.
Александр Иванович Тихонов, исполнявший тогда обязанности гендиректора, обязал меня как редактора срочно подготовить по этому поводу статью в «Северный рабочий», и 28 октября 1997 года на первой странице газеты появился материал под угрожающим заголовком «Белое море будет недоступным для судоходства, если ледокол «Диксон» останется зимовать на акватории предприятия «Звёздочка».
Вскоре этот материал был подхвачен областной газетой «Правда Севера», некоторыми центральными изданиями, в том числе «Экономической газетой». Как говорится, шум поднялся по всей России. Положение начало исправляться в лучшую сторону. «Звёздочка» со своей задачей справилась.
19 декабря ледокол «Диксон» вывели из док-камеры, и вскоре он приступил к работе. Так благодаря «Северному рабочему» и другим газетам нашей верфи дали возможность выполнить ответственную работу.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Март 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архив записей