Среди оравы обступивших её сверстников Катюша (на снимке в центре) как светлый лучик. Её умные серые глаза с интересом изучают фломастеры и цветную бумагу на столе. Творить своими руками она любит больше всего. А тут такое дело — открытка маме на Восьмое марта!
Катюша Алёшина — первая ученица, которая к доске не выходит, а выезжает
Сейчас уже, кажется, никто и не обращает внимания, но в школе № 21 произошло уникальное событие. Здесь, в неспециализированном учреждении, в самом обычном классе, обучается ребёнок, передвигающийся на инвалидной коляске.
И никому, как оказалось, это не мешает. Меж тем психолого-медико-педагогическая комиссия настаивала, что девочке будет тяжело, и направляла в специализированную школу. Разговор там оказался коротким: только домашнее обучение. Мама же прекрасно понимала: дочь должна быть в коллективе. Её просьбу восприняли скептически в нескольких школах. Но в 21-й возможных трудностей не побоялись.
— Сама атмосфера здесь очень доброжелательная, — признаётся Мария Алёшина. — После разговора с директором я вышла из кабинета с улыбкой.
Так был сделан маленький шаг вперёд для конкретной семьи, но большой — для образования города. Роль первопроходца досталась учителю 1а класса Наталье Капитановой. За 30 лет педагогической карьеры, признаётся, работала с разными детьми. Но сейчас приходится узнавать много нового.
— Мы к этому событию очень готовились, — рассказывает Наталья Сергеевна. — Работаем в тесном контакте с родителями, обсуждаем возникающие вопросы. А для того, чтобы Катюшу приняли в классе, не пришлось прикладывать дополнительных усилий. Благодаря ей мы можем проявить все свои лучшие качества.
И это не просто абстрактная фраза: мальчики галантно открывают Катюше дверь, старшеклассники с готовностью отзываются на просьбу донести её коляску на четвёртый этаж, где находится кабинет музыки, а девчонки играют с ней на переменах в куклы и догонялки. Учится она с удовольствием и от сверстников нисколько не отстаёт.
— Это такое благо, когда ребёнок может быть в коллективе! — делится радостью мама Мария Геннадьевна.
А ведь ещё свежи в памяти те взгляды, которые она ловила на себе во время сентябрьской линейки. Морально пришлось непросто. Но сейчас в глазах окружающих читается уже одобрение. Катюше в школе нравится — и это главное.
Во внеурочной деятельности, которую так любит девочка, здесь полное раздолье. Школа сотрудничает с ДЮЦем, Детским центром культуры, «Североморцем», проводит кружки краеведения, декоративно-прикладного творчества, морского дела. Катя может лихо завязать узел-восьмёрочку и щегольнуть знанием флажного семафора. С интересом учит этому на правах старшей сестры и своего шестилетнего брата. Есть у Катюши и младшая сестрёнка.
А ещё она непременный участник праздников в школе. На день рождения класса, например, показывала фокусы. Участвовала и в детском городском фестивале инклюзивного творчества «Добрый лучик» в Доме корабела: весь класс тогда пришёл её поддержать.
— Катя очень ждала ребят, волновалась, — признаётся мама.
Ведь девочка не просто исполнила песенку «Царевна-лягушка», но и была соведущей мероприятия! Ребята же не только морально помогли своему «лучику», но и увидели других талантливых детей. И вряд ли теперь будут показывать пальцем на того, кто передвигается с трудом.
Опыт такой работы открывает новые перспективы и перед самой школой на пути к статусу центра инклюзивного образования. Здесь уже началось формирование соответствующей инфраструктуры: сделан входной пандус, расширен дверной проём, оборудована специальная туалетная комната. Не хватает пандуса в столовой.
— Огромный плюс, что начальные классы находятся на первом этаже, — продолжает Мария Геннадьевна. — Но очень хочется, чтобы со временем здесь появился подъёмник для инвалидных колясок. Тогда и другие дети смогли бы здесь обучаться.
— Не помешает и курсовая подготовка педагогов по теме доступной среды, — добавляет Наталья Капитанова.
Сейчас её отправляют в Москву на курсы по федеральным образовательным стандартам, которые, к слову, предусматривают моменты инклюзивного образования. А двое других педагогов 21-й школы окончили курсы по тьюторству — сопровождению учащегося в процессе индивидуального обучения. Значит, ещё больше ребят скоро смогут открыть для себя новые возможности.