Носят на руках и души не чают

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/03/928_d1083.jpg

Среди оравы обступивших её сверстников Катюша (на снимке в центре) как светлый лучик. Её умные серые глаза с интересом изучают фломастеры и цветную бумагу на столе. Творить своими руками она любит больше всего. А тут такое дело — открытка маме на Восьмое марта!

Катюша Алёшина — первая ученица, которая к доске не выходит, а выезжает

Сейчас уже, кажется, никто и не обращает внимания, но в школе № 21 произошло уникальное событие. Здесь, в неспециализированном учреждении, в самом обычном классе, обучается ребёнок, передвигающийся на инвалидной коляске.
И никому, как оказалось, это не мешает. Меж тем психолого-медико-педагогическая комиссия настаивала, что девочке будет тяжело, и направляла в специализированную школу. Разговор там оказался коротким: только домашнее обучение. Мама же прекрасно понимала: дочь должна быть в коллективе. Её просьбу восприняли скептически в нескольких школах. Но в 21-й возможных трудностей не побоялись.
— Сама атмосфера здесь очень доброжелательная, — признаётся Мария Алёшина. — После разговора с директором я вышла из кабинета с улыбкой.
Так был сделан маленький шаг вперёд для конкретной семьи, но большой — для образования города. Роль первопроходца досталась учителю 1а класса Наталье Капитановой. За 30 лет педагогической карьеры, признаётся, работала с разными детьми. Но сейчас приходится узнавать много нового.
— Мы к этому событию очень готовились, — рассказывает Наталья Сергеевна. — Работаем в тесном контакте с родителями, обсуждаем возникающие вопросы. А для того, чтобы Катюшу приняли в классе, не пришлось прикладывать дополнительных усилий. Благодаря ей мы можем проявить все свои лучшие качества.
И это не просто абстрактная фраза: мальчики галантно открывают Катюше дверь, старшеклассники с готовностью отзываются на просьбу донести её коляску на четвёртый этаж, где находится кабинет музыки, а девчонки играют с ней на переменах в куклы и догонялки. Учится она с удовольствием и от сверстников нисколько не отстаёт.
— Это такое благо, когда ребёнок может быть в коллективе! — делится радостью мама Мария Геннадьевна.
А ведь ещё свежи в памяти те взгляды, которые она ловила на себе во время сентябрьской линейки. Морально пришлось непросто. Но сейчас в глазах окружающих читается уже одобрение. Катюше в школе нравится — и это главное.
Во внеурочной деятельности, которую так любит девочка, здесь полное раздолье. Школа сотрудничает с ДЮЦем, Детским центром культуры, «Североморцем», проводит кружки краеведения, декоративно-прикладного творчества, морского дела. Катя может лихо завязать узел-восьмёрочку и щегольнуть знанием флажного семафора. С интересом учит этому на правах старшей сестры и своего шестилетнего брата. Есть у Катюши и младшая сестрёнка.
А ещё она непременный участник праздников в школе. На день рождения класса, например, показывала фокусы. Участвовала и в детском городском фестивале инклюзивного творчества «Добрый лучик» в Доме корабела: весь класс тогда пришёл её поддержать.
— Катя очень ждала ребят, волновалась, — признаётся мама.
Ведь девочка не просто исполнила песенку «Царевна-лягушка», но и была соведущей мероприятия! Ребята же не только морально помогли своему «лучику», но и увидели других талантливых детей. И вряд ли теперь будут показывать пальцем на того, кто передвигается с трудом.
Опыт такой работы открывает новые перспективы и перед самой школой на пути к статусу центра инклюзивного образования. Здесь уже началось формирование соответствующей инфраструктуры: сделан входной пандус, расширен дверной проём, оборудована специальная туалетная комната. Не хватает пандуса в столовой.
— Огромный плюс, что начальные классы находятся на первом этаже, — продолжает Мария Геннадьевна. — Но очень хочется, чтобы со временем здесь появился подъёмник для инвалидных колясок. Тогда и другие дети смогли бы здесь обучаться.
— Не помешает и курсовая подготовка педагогов по теме доступной среды, — добавляет Наталья Капитанова.
Сейчас её отправляют в Москву на курсы по федеральным образовательным стандартам, которые, к слову, предусматривают моменты инклюзивного образования. А двое других педагогов 21-й школы окончили курсы по тьюторству — сопровождению учащегося в процессе индивидуального обучения. Значит, ещё больше ребят скоро смогут открыть для себя новые возможности.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Март 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архив записей