В эфире — жесты

Например, у оператора телевидения «Ионит-Телеком», где с 1 марта в сетку вещания бесплатно добавились два канала с сурдопереводом — «Рыжий» (для детей 4—12 лет) и «Мир увлечений» (круглосуточный познавательно-развлекательный). Оба находятся на открытых некодируемых кнопках — 52-й (в аналоговом и цифровом вариантах) и 53-й (в цифровом) соответственно. Главное их отличие — не бегущая строка, а полноценный перевод всех передач на жестовый язык профессиональными специалистами.

У горожан есть возможность смотреть телеканалы с сурдопереводом

 

Пальцы диктора или телетекст?

Многие, наверное, уже забыли, что в былые времена новости ГТРК «Поморье» дублировали жестами. Удовольствие это не из дешёвых, к тому же в регионе катастрофически мало специалистов, владеющих такой техникой. Видимо, поэтому со временем жесты с экранов исчезли.

Активисты Всероссийского общества глухих на самом высоком уровне смогли добиться создания федерального канала с сурдопереводом. С предложением включить один из них — «Рыжий»— в базовый пакет кабельной сети «Ионита» вице-президент общества Станислав Иванов обратился в феврале.

Между тем ещё перед запуском канала с сурдопереводом обсуждалось: нужна ли такая «резервация» для глухих? Ведь сейчас жестовый язык в местных новостных и федеральных программах заменила бегущая строка. Как оказалось, слова в ней бывают понятны не всем: привычнее и естественнее для глухих сурдоперевод. К тому же толщина шрифта и быстрота смены текста не всегда позволяют улавливать смысл и следить за картинкой. Ещё один аргумент «за»: жестовый язык, как и любой другой, требует практики и тренировки.

— Мне как переводчику, например, интересно будет почерпнуть в таких передачах что-то новое, — рассказывает председатель северодвинского отделения общества глухих  Жанна Аверинская. — Помочь это может и детям глухих родителей, которые хотели бы выучить язык.

Ставка — научить говорить

А что насчёт самих детей с проблемами слуха, для которых был создан целый канал — «Рыжий»?

В Северодвинске общающихся на жестах дошкольников нет. Все дети с нарушением слуха пользуются слуховыми аппаратами или кохлеарными имплантантами. Они должны учиться слушать и разговаривать — на это делают ставку сурдопедагоги.

— Если их не заставлять, они не будут говорить, — считает Сергей Зверев, приложивший немало сил, чтобы его сын слышал, говорил и даже поступил в «Бауманку».

Специалисты добавляют: если ребёнок не говорит, тормозится и общее развитие. К тому же уровень слуховых аппаратов и имплантантов сейчас очень высок. Есть все предпосылки, чтобы глухие дети стали полноценными членами общества.

— Кохлеарная имплантация сейчас распространена, и ожидание установки не занимает много времени. Стоит такой имплантант больше миллиона рублей, но получают его за счёт федерального субсидирования. Рекомендуют к использованию как можно раньше, даже детям до года. Педагоги вкладывают максимум сил в реабилитацию, чтобы научить таких детей говорить. А придёт в группу, допустим, ребёнок, который общается жестами, — все старания окажутся напрасными. Ведь это проще, чем учиться говорить, — объясняет учитель-дефектолог северодвинского сурдологического центра Елена Майорова.

 

Зачем изобретать велосипед?

За основу этот метод взяла школа № 21 — базовая для детей с нарушениями слуха. Сегодня она не взаимодействует с обществом глухих: возможно, и потому, что нет специалистов, владеющих сурдопереводом. Меж тем Жанна Аверинская замечала, что для общения на шумной перемене ребята со слуховыми аппаратами придумывают свои жесты. Зачем изобретать велосипед? Есть и дети, у которых поражён центр восприятия речи: они никогда не будут говорить даже с имплантантами. Их немного, но без жестов им не обойтись.

— Позиция педагогов объяснима. Но мы говорим не о том, что удобно учителю, а о том, что удобно ребёнку, — рассказывает председатель Архангельского регионального отделения ВОГ Николай Мякшин. — Глухих детей и так не учат в школе английскому и немецкому языкам. Можно было бы учить их русскому в двух вариантах — устном разговорном и устном жестовом. Задача непростая, но опыт западных коллег убеждает, что знание жестов развитию устной речи не мешает.

Как умение говорить не мешает общению жестами, когда, например, снят или сломан слуховой аппарат. Да и не все научившиеся говорить дети, к сожалению, смогут поступить учиться в обычные вузы. А в специализированных без знания жестов — никуда.

Когда имплантанты не помогут

На учёте в городском обществе глухих сегодня состоят 156 человек. Разумеется, это не все люди с проблемами слуха в Северодвинске. Имплантацию среди них, как оказалось, поддерживают немногие. Даже несмотря на то, что те, кто установил имплантанты, довольны.

— Они считают, что с ним, например, нельзя будет купаться, что железо в голове вызовет нарушения. Скорее всего они будут общаться только на жестовом языке, — поясняет Жанна Аверинская.

И в этом тоже есть своя проблема: инвалидов по слуху много, а Жанна одна. Без её сопровождения они не могут посещать социальные учреждения — больницы, почту и прочее. Жанна обучила сурдопереводу несколько групп. Но помощи, на которую она так рассчитывала, от них нет.

Возвращаясь к теме телевизора: даже у тех операторов, у которых есть телетекст на федеральных каналах, периодически возникают проблемы с передачей бегущей строки. Поэтому чем больше будет каналов с субтитрами и телетекстом, тем лучше.

Решение вопроса потребует больших сил и времени. Безусловно одно: у всех людей должен быть выбор и равные возможности.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Март 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архив записей