Почерк-то отцовский!..

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/03/775_d1083.jpg

Сегодня в деревне Летний Наволок осталось несколько десятков домов, многие разрушены. В зимнее время здесь живут всего три человека. Но Владимир Бадогин уверен: деревне можно подарить вторую жизнь — в памяти.

Владимир Бадогин собирает родословную целой деревни — Летнего Наволока

 

В руках у него несколько тетрадей, заполненных убористым почерком, и книга Сергея Максимова «Год на Севере». Её Владимир Константинович изучает с надеждой создать когда-нибудь книгу о своей малой родине.

Мысль вести родословную деревни появилась у него ещё в школьные годы, во втором классе. Тогда дед Гаврила Степанович Репин рассказывал ему много интересного о быте и рыболовном промысле. О единст-венной церкви Дураковского (так тогда называлась деревня) прихода, куда селяне при венчании закладывали вещи. Когда она сгорела, люди шли к ней в надежде забрать эти свои вещи. Но норвежский платок, полученный во время дальних рыболовных переходов, дед Владимира так и не нашёл.

Репины, Бронниковы, Курьяновы, Пунанцевы — все эти фамилии, уверяет читатель, вышли из Летнего Наволока. В лучшие времена деревня насчитывала более ста домов.

— Я почти в каждом бывал: могу обрисовать, как комнаты расположены, где находятся чуланчики; помню, кто в каком доме жил, — рассказывает Владимир Бадогин.

Были там своя школа, фельдшерский пункт, зверобойный колхоз, магазины, клуб и почта, на которой Владимир Константинович мальчишкой работал в войну.

В 1947 году он уехал в Молотовск учиться на электромонтажника. Всю жизнь трудился на предприятии «Арктика». Знаком, кстати, и нашим читателям: 19 лет доставлял «Северный рабочий» и вёл подписку.

Но родовое гнездо всё это время не забывал — приезжал в отпуск к матери. Здесь и жену себе присмотрел, в доме напротив.

— Перед войной электричества в селе не было, жили с керосиновой лампой, — вспоминает Владимир Константинович. — Но в 1938 году привезли ветряк. Помню, как сам проводил себе свет в дом.

Как мало осталось сейчас в Летнем Наволоке от того времени… Именно поэтому Владимир Бадогин штудирует краеведческие издания и не вылезает из библиотек. Немало интересного почерпнул и в областном госархиве. Узнал, например, что первым жителем деревни в 1844 году был Фёдор Егорович Курьянов. Колхоз в деревне появился в 1935 году. А в переписи 1937 года указано, чем занимались жители: рыбу ловили, шили карбасы, делали сани, держали скот (частным образом и в колхозе). Личных коров, например, тогда было 40 голов.

В 1939 году в Летнем Наволоке было 240 человек мужского населения и 241 — женского. Промышляли 68 рыбаков, суда ходили под парусами и моторные. Пять человек высылали по разнарядке на лов рыбы на Соловки. Рыбкооператив находился в Лопшеньге, из Летнего Наволока туда отправляли одного человека с лошадью: в зимнее время мешки наваги возили на санях. В разнарядке на рубку леса значатся девять человек и две лошади.

Подарили архивы не только цифры, но и виртуальную встречу с погибшим отцом.

— Разбираю переписи деревни, — вспоминает читатель, — и смотрю: почерк-то знакомый — отцовский!

Константин Филиппович Бадогин был председателем колхоза, но снял с себя бронь и ушёл на фронт. Ранен под          Сталинградом, похоронен под Саратовом — сыну тогда было десять лет.

Так занимательное краеведение вылилось в нечто большее. В планах у Владимира Бадогина — поработать с районными архивами и церковными документами. Особенно интересны в этом плане Нёнокса (там в своё время находился главный приход побережья) и Сюзьма.

Читатель запросил фото прошлых лет у своих земляков и хочет пригласить их на встречу — дополнить информацию. Здесь главное начать, а желающих подключиться к этому важному делу, уверен он, найдётся немало.

Екатерина КУРЗЕНЁВА

Фото автора

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Март 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архив записей