Расследуйте и доложите!

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/03/732_d1083.jpg

На протяжении Великой Отечественной войны в Государственный Комитет Обороны, Ставку Верховного Главнокомандования, профильные наркоматы и главные управления Красной Армии постоянно подавалась исчерпывающая информация о приёмке в Молотовске и Архангельске караванов по ленд-лизу и дальнейшей отправке помощи союзников на фронт.

В деятельности Молотовского порта для руководства СССР мелочей не было

Но не только танки, самолеты, пушки и боеприпасы интересовали Москву. Столица пристально отслеживала все вопросы, так или иначе связанные с состоянием и работоспособностью портового хозяйства. Не одна проблема, а тем паче происшествие, не оставалась без внимания высших должностных лиц Советского Союза. Доказательством тому служит часть сохранившейся в Государственном архиве Архангельской области переписки между ведомствами за 1944 год.
Так, в январе заместителю народного комиссара морского флота Е.К. Самборскому и начальнику Архангельского морского порта Г.И. Дикому из Наркомата внешней торговли за подписью заместителя народного комиссара Кузьмина была направлена копия акта о разморозке в Молотовском порту водопровода, питающего суда пресной водой.
Что же послужило причиной аварии, из-за которой, как указано в записке, «снабжение водой пароходов осуществляется в настоящее время вместо пяти ответвлений только одним»?
Ответ на этот вопрос мы находим в самом акте, составленном комиссией из представителей строительства № 203 и завода № 402. Выяснилось, что построенная для снабжения судов водой магистраль была оставлена без какого-либо присмотра. На это недвусмысленно указывает содержащийся в акте вывод: «Все перечисленные недостатки оказались в результате отсутствия эксплутационного персонала».
И тут же предложения по исправлению ситуации: «Обеспечить недостающий надзор за работой сетей, немедленно восстановить замороженные четыре ответвления, идущие на питание кораблей, путём отогревания труб паром, все отростки, идущие на питание кораблей, содержать при постоянной циркуляции воды».
Отвлечёмся на минуту и оценим масштаб неполадки вместе со статусом задействованных в мизансцене официальных лиц. Исходя из довольно простого решения проблемы, очевидно, что ничего катастрофического не произошло. Обыкновенная халатность. Нет упоминания о том, что из-за разморозки был допущен простой кораблей. Однако, если перевести упомянутые в начале статьи должности на современные реалии, то получится, что она стала предметом пристального интереса как минимум двух союзных министров!
Впрочем, вряд ли могло быть иначе, ведь шла война и никому не было дано права оступиться даже в малости. Не делалось никаких скидок на голод, холод и запредельные нагрузки.
Поверх сопроводительной записки была наложена суровая резолюция: «Срочно расследуйте и доложите о причинах размораживания и виновных».
Кто ответил за разморозку водопровода и какое наказание было ему определено, нам знать не дано. Никаких данных на этот счёт в архиве обнаружить не удалось. Но не приходится сомневаться, что возмездие было суровым. Как говорили в те годы, по законам военного времени.
Андрей МИРОШНИКОВ
Фото автора

Редакция «Северного рабочего» благодарит сотрудников Государственного архива Архангельской области за предоставленные материалы и помощь в подготовке публикации

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Март 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архив записей