Пицца от Горбачёва

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/03/720_d1083.jpg

Сегодня юбилей отмечает первый и последний президент СССР Михаил Горбачёв. 19 лет назад в день 60-летия «Северного рабочего» было опубликовано интервью с президентом СССР Михаилом Горбачёвым «Главный вопрос гласности: власть должна быть подконтрольна обществу». Следом и второе — «Счастливых реформаторов не бывает».

Путь по дороге, устланной благими намерениями

История интервью довольно занимательна. Мы с Ольгой Голубцовой обсуждали подготовку к юбилею газеты, выбирая наиболее интересные идеи. Коллега, взглянув на книгу Раисы Максимовны «Я надеюсь…» с её портретом на обложке, заметила: «У вас с ней есть какое-то мимолетное сходство…».
Сфотографировав меня с книгой, она предложила:
— Давайте пригласим Раису Максимовну в Северодвинск. Во Дворце культуры Ленкома проведём встречу всех Раис города…
Мысль была интересна и тем, что М.С. Горбачёв, единственный из первых лиц государства после Сталина, не бывал в Северодвинске. А вдруг удастся привлечь внимание к городу первой леди страны, заявившей о себе как о крупном общественном и политическом деятеле!
Ею восхищались за рубежом и неоднозначно относились в родной стране. Первую леди СССР называли женщиной года в Англии в 1987-м, Международный фонд «Вместе за мир» наградил Горбачёву премией «Женщины за мир», в 1991 году она получила премию «Леди года». Пробиваясь сквозь обывательское раздражение в своём Отечестве, она не сходила с пьедестала значительных мировых персон.
Идея нам не показалась тогда очень нахальной. Эпоха гласности. Журналисты «Северного рабочего» освещали серьёзные события в стране. Бывали в растревоженной Чечне, присутствовали на заседании Верховного Совета РСФСР, я и фотокорреспондент Валентин Капустин вели репортажи из осаждённого Белого дома, Ольга Голубцова и Владимир Бербенец — от стен расстреливаемого парламента России.
Свою мысль мы донесли до главного редактора Николая Кочурова, и Ольга со свойственной ей целеустремленностью и энергичностью принялась за наведение мостов. Оказалось, что Раиса Максимовна уже находилась на лечении в Германии. Зато представилась возможность встретиться с Михаилом Сергеевичем в Горбачёв-фонде. Редактор провожал нас напутствиями:
— Без денег не возвращайтесь…
Мы переглянулись, наказ вызвал улыбку, хотя и был понятен. Шел 1997-й — самый жёсткий безденежный для северодвинских корабелов год.
Сопровождал нас в Горбачёв-фонд полномочный представитель президента по Архангельской области Павел Поздеев. Офис фонда занимал сравнительно небольшую площадь в особняке на Ленинградском проспекте. Сегодня его главный офис обосновался в Калифорнии.
Мы с коллегой по-разному оценивали деятельность и личность Горбачёва. Я — с изрядным скепсисом, Голубцова — с почтением. Может быть, именно поэтому разговор у нас вышел уравновешенным. Мы задавали ему вопросы и нелицеприятные, и уважительные, считая себя вправе говорить на равных.
Встреча затянулась, несмотря на то, что нам выделили час. Каждый наш вопрос вызывал столь обстоятельный и аргументированный ответ, что в отведённый срок трудно было уложиться, а вопросов у нас было немало. Мы даже немного нервничали: когда ещё представится случай узнать из первых уст, что, зачем и почему. В приёмной нетерпеливо ожидала встречи греческая делегация, помощники периодически заглядывали в дверь, а мы разговаривали. Для себя я наконец объяснила, почему такими неопределёнными и пустыми казались ответы генсека на вопросы тележурналистов в многочисленных встречах Михаила Сергеевича с народом. Он говорил как опытный лектор, облекая каждое утверждение в объёмную доказательную оболочку, а телевизионное время измеряется в секундах.
Были очевидны масштабность личности, интеллект. Но не давали покоя выстраданные вопросы: какими ошибками он объясняет развал страны, случайно или намеренно оборонка заведена в такое бедственное положение и, в частности, не было ли со стороны президента СССР недооценки значимости северодвинских кораблестроительных предприятий… На послед-ний вопрос он ответил с уверенностью, что Севмаш и дальше будет строить атомные подводные лодки, но напомнил о модной в те времена конверсии.
Михаил Сергеевич сказал, что подвергается гонениям со стороны Ельцина и его окружения, вот и помещение фонда у него отняли, и теперь он здесь на небольшом пространстве. Ему не дают возможности выступать на телевидении, однажды, правда, с успехом выступил по радио…
Он без обид отвечал на острые вопросы, соглашался с критической позицией журналистов, возражал, демонстрируя собственный демократизм и опытность ведения диалогов.
Не взял на себя вину за непродуманность и бесконтрольность процесса перестройки, назвав домыслами непонимание верхами сложности экономических и политических изменений. Согласился, что чёткой модели преобразований не было.
На мой взгляд, именно последнее и обрекло его на поражение, а страну отбросило на мировые задворки. Ну как можно было успешно реформировать такую огромную многонациональную державу, как Союз Советских Социалистических Республик, без чёткого всесторонне обдуманного плана, без учёта всевозможных рисков, без объединения серьёзных политических сил!
марте 1985 года Горбачёв пришёл к власти с грузом благих пожеланий. Уже в апреле объявлен курс на ускорение. Моложавый энергичный генсек привлёк к себе массовый интерес. После череды старцев, простите за некорректность, Андропова, обещающего движение, но мимолётного и почти не появляющегося, как говорится, на людях, — живой, улыбчивый лидер, спустившийся в народ. В мае народ принялись отрезвлять, вроде бы тоже во благо, но зачем же вырубать элитные виноградники?! В январе 1987-го началась перестройка. Всё разрешено, что не запрещено. Полная правовая дезориентация. Вспомните кооперативное движение, сколько голов сложено на этом пути вслепую. Разброд в умах: белое становилось чёрным, чёрное — белым. Вся страна встала в очереди за колбасой, молоком, за туалетной бумагой. А новые голоса разбавляли ситуацию негативной информацией о тоталитарном режиме КПСС.
Отсюда и вопрос, почему реформы пошли по пути полной дискредитации прошлого, в отличие, скажем, от Китая. Экономические реформы эту страну при сохранении самоуважения масс вывели на лидирующие мировые позиции. Горбачёв ответил, что некоторые действительно воспользовались свободой слова, гласностью и устроили беспредел. Среди этих некоторых, кстати, не кто иной, как ближайший соратник генсека, курирующий в Политбюро ЦК КПСС вопросы идеологии и культуры, Александр Яковлев: ярый антисоветчик немало сил приложил к тотальному очернению прошлого. В 2001 году этот архитектор перестройки признавался, что приходилось «… лгать, лицемерить, лукавить — другого пути не было. Мы должны были… сломать тоталитарную коммунистическую партию».
Перечитав недавно оба интервью с Горбачёвым, опубликованные в «Северном рабочем», поймала себя на мысли о правоте Михаила Сергеевича во многих аспектах.
Его прогнозы на перспективу были верными, сегодня мы столкнулись с ними лоб в лоб. Но он, совсем недавно отошедший, не принял никаких мер, чтобы они не стали такими острыми. Он знал, предвидел, но не приостановил.
Его три «С» — самоокупаемость, самоуправление и самофинансирование —вроде пиццы, которую он рекламировал в 2000-х. Набросал на круг, приятного аппетита.
Предвидел продвижение НАТО к границам России, но даже не внёс соответствующих условий в договоре при объединении Германии. Впрочем, за это можно сделать упрек не только ему. Прекраснодушие российских политиков последних лет поражает: в международных отношениях они старались быть приятными во всех отношениях, начисто забывая об интересах своей страны, своего народа. Путин первый, кто остановил этот сладкий процесс.
Просчёты политиков дорого обходятся народу. А именно он полной мерой платит за все действия власти — уровнем жизни, утратой стабильности, потерей жизненных ориентиров.
У Горбачёва получилось по Черномырдину: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Хотя сам Михаил Сергеевич, похоже, утешил себя словами: «Реформаторов счастливых не бывает».
Горбачёв размахнулся на глобальные преобразования огромной страны, и хотя власть действовала, по его словам, «осторожно и потихонечку», лидер не справился с поставленной задачей. Он оказался слабым и практически утратил власть.
25 декабря 1991 года Михаил Горбачев выступил по телевидению с сообщением, что слагает с себя обязанности президента СССР. Советский флаг в последний раз был спущен с флагштока над Кремлём. Власть перешла в руки решительного политика Бориса Ельцина. Именно он на тайной встрече в Беловежской пуще с руководителями Украины и Белоруссии 8 декабря подписал договор о роспуске Советского Союза и формировании Содружества Независимых Государств (СНГ). Страна вступила в период распада. И сегодня последствия его мы пьём полной мерой.
За минувшие годы о Горбачеве написано много книг и статей, о его достижениях и просчётах. И нам есть что поставить ему в вину. Но никто не упрекнул его в том, что он лично нажил себе неправедные капиталы, отхватил кусок от народного достояния. Его детище, Международный фонд социально-экономических и политологических исследований, финансируется за счёт личных средств М.С. Горбачёва, грантов и пожертвований граждан, компаний и международных организаций. В 2007 году в Санкт-Петербурге открыт Институт детской гематологии и трансплантологии имени Раисы Максимовны Горбачёвой.
Может быть, это прозвучит пафосно, но Горбачёв сохранил чистые руки… И, хотелось бы верить, неспокойную душу.
Раиса ЕВГЛЕВСКАЯ

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Март 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архив записей