Перейти на него все учреждения образования Северодвинска должны с 1 марта 2016 года. Но согласования во многих учреждениях идут до сих пор: чем больше вопросов, тем больше опасений.
Опасения и вопросы педагогов города вызывает новое положение об оплате труда
Принять нельзя откладывать
Документом сферу образования наградили под занавес 2015 года. А срок разработки на его основе собственного положения об оплате труда в каждом учреждении установили к
1 февраля.
— Разработать такой серьёзный документ и провести все процедуры за месяц очень сложно. Тем более часть января прошла в праздниках, — считает председатель городской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Светлана Деснёва. — К нему нужно подойти с умом, бухгалтеры должны просчитать всё до мелочей.
Принятое положение учитывает произошедшие за пять лет изменения и закрепляет переход на эффективный контракт. Бились за него полтора года: далеко не во всех пунктах стороны пришли к взаимопониманию. По большому счёту, положение детализирует механизм обязательной и стимулирующей выплат в образовании. Всё ли в нём учтено правильно, председатели профсоюзных организаций школ, садов и учреждений дополнительного образования обсудили на круглом столе в конце января.
Стимулы новые — ФОТ старый
У многих присутствующих вызвали вопросы выплаты премий за оказание платных образовательных услуг. За проверку тетрадей положение устанавливает повышающий коэффициент, и то — ряду педагогов. Очень низким педагоги называют и коэффициенты за наличие квалификационной категории. Сильно в принятом положении регламентируется и деятельность самих учреждений касаемо выплат, практически не оставляя свободы для действий. Хотя некоторые из них находятся в автономном плавании.
Но главное даже не это. На деле очень сложно выполнить основное условие положения — указ президента, в котором прописана задача реализовать среднюю заработную плату каждого работника в соответствии с эффективным контрактом. А спрашивать её будут каждый месяц.
Решить этот вопрос можно за счёт премий педагогам и воспитателям за интенсивность и качество труда, а также за счёт премий по итогам работы за месяц. Последние пока прописаны только для управленцев и вспомогательного звена и должны начисляться в равном размере всем этим работникам. При этом соотношение выплат между основными работниками и администрацией (а также вспомогательным персоналом) должно быть 65 на 35%. Как директора будут соблюдать этот баланс, пока непонятно.
В дошкольном образовании новая система оплаты труда не решает проблем категории вспомогательных работников.
Из минусов — объединение в одну категорию специалистов разной квалификации. Минимальный оклад сторожа, кладовщика, кастелянши, подсобного рабочего теперь будет одинаков. При том что ответственность у всех разная.
— Уровень МРОТ в условиях Крайнего Севера низкий. У нас работают в основном женщины, воспитывающие двух-трёх детей, и 12—14 тысяч рублей в месяц для них очень мало, — рассказали в одном из садов.
Пугает и то, что фонд оплаты труда за последние пять лет увеличился незначительно. А хотелось бы, чтобы и стимулирующая, и окладная часть росли поровну.
Оценки переведут в рубли
Отдельная тема — баллы, в которые теперь будут переводить стимулирующие выплаты. Как и школьники, педагоги будут получать оценки. Только не в дневник, а в свой кошелёк.
Некоторые школы уже опробовали такую систему стимулирования, и не у всех она оказалась эффективной.
— Стоимость одного балла для всех работников должна быть одинакова, — считает начальник управления образования Сергей Попа. — Сейчас в сентябре и декабре за одно и то же деяние — допустим, поход с классом — можно получить разную премию. Фонд оплаты труда в каждом месяце неравнозначный. По новой системе учреждения должны будут рассчитать единую стоимость балла на весь год.
При этом если стоимость балла будет переведена в рубли, а не в проценты, будет возможно стимулировать одинаковой прибавкой за равнозначные успехи специалистов и опытных, и молодых. Баллы не будут в этом случае зависеть от оклада, в котором учитываются стаж, категория и прочие факторы.
Опасение вызывает то, как оценить специфику работы и расписать её в баллах. Что, например, сложнее — заочное участие во всероссийском конкурсе или открытая городская конференция перед лицом нескольких десятков педагогов? И как, например, раскрыть результат работы педагога дополнительного образования, если речь идёт об особенном ребёнке и его успехи изначально нельзя ставить в один ряд с успехами сверстников?
При этом среди показателей эффективности работы педагогов в некоторых учреждениях появляются и сомнительные. Самый, пожалуй, показательный из них — лояльность к руководству. К счастью, коллектив такой пункт отклонил.
«Набегать» на кошелёк?
Ещё один минус балльной системы — увеличение бумажной волокиты. Теперь каждый месяц работники, как и директора, должны будут вести самоанализ и заполнять отчёты на нескольких страницах, учитывая все показатели своей работы.
Единодушие всех участников образовательного процесса вызывает, пожалуй, одно: достойной должна быть в первую очередь окладная часть зарплаты, а не стимулирующие выплаты. И соотношение в 70 на 30% здесь оптимальное.
Однако проверка уровня оплаты труда, проведённая профсоюзом, выявила, что в некоторых учреждениях нижняя граница окладной части доходила и до 53%. Ожидать в таком случае от педагога можно только одного: в стремлении заработать себе на пропитание он отдаст приоритет участию в конкурсах, а не основной своей работе — обучению детей.