MENU

Фото автора Фото автора

19.02.2016 • Политика

Так начинался Молотовский порт

31 августа Северодвинск и Архангельск будут отмечать 75-летие со дня прибытия на Север первого союзного конвоя. Суда «Дервиша», так назывался этот арктический караван, везли стратегические грузы для воюющей с нацистской Германией Красной Армии. В память о подвигах экипажей советских и иностранных военных кораблей и гражданских судов, рабочих завода № 402, будущего Севмаша, персонала новорождённого Молотовского порта и жителей города «Северный рабочий» начинает цикл исторических публикаций.

В чернильных строках архивных документов — малоизвестные факты его создания

 

Крупицы сведений

Как мы знаем, решение о строительстве и расширении морского порта в Молотовске было принято Государственным комитетом обороны СССР 17 сентября 1941 года. В развитие этой директивы 14 ноября приказом начальника Архангельского морского торгового порта было организовано морское агентство Архморпорта — Молотовский порт. Начальником был назначен Н.Т. Грищенко.

Причина создания нового портового участка известна: Архангельск не мог в одиночку оперативно перевалить направлявшийся по ленд-лизу громадный объём грузов. Как не мог обеспечить и надёжную навигацию в зимнее время, вместе с приёмом судов с большой осадкой.

А вот фактического материала, детально повествующего о том, как в условиях невероятных лишений на месте двух временных деревянных причалов возникло сложное и многопрофильное портовое хозяйство и кто заслужил вечную благодарность и признание за этот титанический труд, катастрофически мало.

В Государственном архиве Архангельской области хранится небольшое количество документов, относящихся к Молотовскому порту. Но и на этих скромных страницах, заполненных чернилами, содержится масса интересной информации, на которую ранее либо не обратили внимания, либо не публиковали, сочтя малозначительной.

 

И шесть кипятильщиц

Начнём со становления управленческого аппарата и организации труда. Приказом начальника Архморпорта Якова Львовича Бейлинсона от 20 ноября 1941 года начальником финансово-учётного отдела Молотовского порта был назначен Василий Зиновьевич Шпанов (фонд 340, опись 1, дело 3018). Этим же числом датируется приказ о командировании в Молотовск для решения оргвопросов в создаваемом порту начальника отдела механизации Архморпорта Степанова Н.И. 15 декабря 1941 года, видимо, в развитие вышеназванного приказа, в Молотовск была переведена бригада механизаторов в количестве 12 человек.

Ещё одним документом были установлены тарифные ставки для оплаты труда различным категориям работников и служащих Молотовского порта. В фондах архива обнаружено временное штатное расписание Молотовского порта на ноябрь—декабрь 1941 года. Согласно документу, коллектив насчитывал 276 человек. К категории руководства, именуемого в расписании «распорядительный персонал», относились 34 человека. Вместе с начальником порта и его заместителем упомянуты главный диспетчер и его команда из трёх человек, старший стивидор и ещё десять его коллег.

А в категории «Жилищный фонд», помимо понятных нам комендантов и уборщиц, значится экзотичная должность кипятильщицы. Таковых работниц по штату было шесть. Жаль, расписание не даёт ответа на вопрос, какие обязанности выполняли кипятильщицы. Не исключено, что они должны были в любое время предоставлять жильцам общежитий кипяток или просто горячую воду.

Зарплату каждой из них положили в 160 рублей — минимальный размер жалования. А начальник порта получал больше тысячи целковых (фонд 340, опись 1, дело 2972).

 

На плечах людей

Как явствует из отчёта о выполнении разгрузочно-погрузочных работ по Молотовскому порту за 1941 год, всего было переработано 15 015 тонн грузов. Из них связанных с морским грузооборотом 13 657 тонн. Есть и раскладка, с помощью чего перемещались грузы. Основная тяжесть легла на плечи грузчиков, отработавших 10 245 человеко-смен. Краны (№ 253, 278, 44, 277 и 255) перенесли 3 152 тонны, судовые механизмы (лебёдки и пр.) — 566 (фонд 340, опись 1, дело 3025).

 

Молодому порту

Из Архангельска в Молотовск в 1941 году морем были отправлены следующие грузы: лес пиленый — 3 199 тонн, уголь — 2 240, металл — 720. Судя по месяцам транспортировки — июль, август и сентябрь соответственно, они предназначались строго для нужд завода № 402.

Скромным был и автопарк Молотовского порта. На 1 января 1942 года насчитывалось 13 единиц автотранспорта. Из них восемь автомашин Горьковского автозавода: ГАЗ-А (легковая), ГАЗ-АА (легендарная полуторка) и пять самосвалов Ярославского завода ЯС-3 грузоподъёмностью по четыре тонны каждый. Общий вес груза, который за раз могли взять все грузовики, — 32 тонны. К сожалению, не удалось обнаружить в архиве, сколько всего перевезли портовые машины в 1941 году. Есть данные только по общему пробегу в последний месяц — 7 905 километров.

Вскоре картина изменилась: началась глобальная реконструкция порта. Об этом читайте в одном из ближайших номеров «Северного рабочего».

Редакция благодарит Государственный архив Архангельской области за помощь в подготовке материала.

Comments are closed.

« »