MENU

Фото Валентина Капустина Фото Валентина Капустина

18.02.2016 • Общество

Проезд подорожает

Стоимость проезда в городском автотранспорте скоро вырастет — к сожалению, это неизбежность. Об экономической обоснованности повышения, о проблемах нового предприятия и антикризисных решениях мы беседуем с директором Северодвинского центра пассажирских автотранспортных перевозок (СЦ ПАТП) Николаем КАРЯГИНЫМ и руководителем Северо-двинского автотранспортного предприятия Евгением МАКАРОВЫМ.

Что ждёт сферу пассажирских перевозок в Северодвинске

 

В наследство от ПАТП

— Николай Юрьевич, по городу курсируют автобусы с зелёным логотипом СЦ ПАТП. У горожан он ассоциируется с прежним крупным муниципальным предприятием ПАТП, которое раньше обслуживало город. Новая компания — продолжатель традиций прежних лет?

Н.К. Скажу сразу: мы НЕ являемся правопреемниками муниципального предприятия. Прежней организации уже не существует, она была признана банкротом, а всё имущество распродано. Три года назад было образовано новое частное предприятия — ООО «СЦ ПАТП», которое базируется на территории бывшего ПАТП. При этом наша компания платит арендную плату за пользование базой на Беломорском проспекте, боксами для техобслуживания и административным зданием. Сами автобусы, ранее принадлежавшие МП, частично выкуплены или оформлены в аренду. Таким образом, сегодня СЦ ПАТП — организация со штатом более чем в 200 человек, на балансе которой 42 автобуса (20 из них приобретены с 2013 по 2015 год).

Наш ближайший партнёр — Северодвинское автотранспортное предприятие. Нас объединяет то, что мы находимся на одной территории, имеем солидный автопарк и рассматриваем единый, цивилизованный тип развития городских перевозок. Мы хотели бы взять лучшее, что было раньше: крепкий коллектив и порядок в автоперевозках. Однако сравнивать нынешние перевозки с опытом прошлых лет не совсем верно. Сегодня перевозчик сам покупает автобус, сам оплачивает все виды страховок и несёт ответственность за контракт с городом и за качество работы перед пассажирами. Он не получает дотаций и компенсаций за недополученную выручку, например за изменение маршрута в связи с аварийными или дорожными работами.

Изменились условия работы водителя: дороги ухудшились, на них всё больше заторов, а движение в часы пик можно назвать вялотекущим. Посмотрите на Архангельское шоссе, заполненное частными автомобилями. Машины оставляют так, что мешают проезду по правой полосе, бывает, даже на остановках, не учитывая, что дорога в зимнее время — сплошной лёд, и контроль автобуса на этом отрезке затруднён. Пользуясь случаем, хотелось бы попросить автолюбителей быть взаимовежливыми и по возможности уступать автобусу проезд при выполнении манёвра в разрезе ПДД. Да, бывают жалобы и на наших водителей, что обгоняют, неверно перестраиваются. С такими проводятся работа и инструктажи.

Е.М. Вы говорите про традиции, а я в связи с этим вспоминаю период 80—90-х, когда, чтобы доехать до Севмаша, надо был штурмом брать автобус, так редко они ходили. А мы сейчас стараемся соблюдать 4—5-минутный интервал. Ведь нет нареканий, что горожане долго ждут автобус? Причём транспорт наших предприятий оборудован элементами спутниковой системы ГЛОНАСС, так что диспетчер может проследить, где находится тот или иной автобус, опаздывает он или нет. И в случае сбоя принять оптимальное решение по восстановлению интервала.

 

Развитие — за свой счёт

Н. К. В советское время да и после перестройки муниципальному предприятию ПАТП выделялись дотации из местного и областного бюджетов на покрытие убытков, на закупку автобусов, на компенсацию льготного проезда и другие нужды. Единственное, что сегодня получают легальные частные перевозчики, — компенсации за проезд людей старше 70 лет и за разницу в стоимости школьного билета. Но, по нашим подсчётам, они не покрывают стоимости всех поездок, которые совершает эта категория льготников. Пожилые люди активно пользуются общественным транспортом, особенно днём, да и школьники не едут только до школы и обратно. Бывает, идёт автобус, а в салоне более 80% пассажиров едут на льготных условиях. Но мы понимаем, что речь идёт о социальной роли предприятия, поэтому отказываться от этих обязательств не собираемся.

— Не так давно был репортаж о том, что в СЦ ПАТП поступили 4 комфортабельных автобуса. Горожане стали высказываться: вот бы все автобусы были такие, а то «пазики» не очень комфортны.

Н.К. Мы тоже за то, чтобы возить горожан на современных автобусах. Но это обходится очень дорого. Во-первых, сами машины недёшевы. Один новый автобус марки МАЗ-206 стоит около 6 млн 200 тысяч рублей, в то время как ПАЗ — 1 млн 380 тысяч. Выгодней купить 5 ПАЗов, которые закроют сразу весь маршрут. Проведение ремонтных работ также разнится не менее чем в три раза. Но у больших автобусов много плюсов: эксплуатационная жизнь, экономия топлива, минимальное загрязнение атмосферы и максимальный комфорт для пассажира.

Но мы понимаем, что на автобусах большой вместимости должны осуществляться около 40—45% всех перевозок, поэтому стараемся соблюдать золотую середину, отправляя на линию и юркие «пазики», и МАЗы с ЛиАЗами. Конечно, есть желание обновлять парк, но это делать всё сложнее. Да, горожане ратуют за большие красивые автобусы и небольшую стоимость проезда. Но это понятия взаимоисключающие, тем более в наши не лучшие в экономическом плане времена.

 

Тариф — 28 рублей?

— Поэтому один из выходов — повышение стоимости проезда?

Н.К. Это необходимая мера, иначе предприятию крайне сложно будет существовать. Отметим: тариф может подниматься не чаще, чем один раз в год. В прошлом году повышение до 22 рублей произошло 14 февраля. В октябре 2015-го мы отправили в агентство по тарифам и ценам области экономическое обоснование повышения стоимости проезда до 28 рублей, ждём ответа от агентства в текущем месяце.

— А если будет получен отрицательный ответ?

Н.К. Будем вынуждены увеличивать интервал движения и соответственно сокращать количество машин на маршруте. Скажу больше: даже новый тариф основан на финансовой ситуации 2014 года и отстаёт от сегодняшних реалий. За это время изменилась стоимость горюче-смазочных материалов и запчастей, аренды помещений, выросли коммунальные платежи, все цены на страховки, а у перевозчика их 3 вида. Поднялась стоимость кредитов, которые требуются на закупку новой техники, — с 8% до 16—22%. Также увеличился и первичный взнос с 10% до 30—35% от стоимости автобуса. Если посчитать, то первый взнос за покупку автобуса марки МАЗ-206 равен стоимости двух автобусов марки ПАЗ. Итак, затратная часть выросла за год более чем на 40%. Так может ли тариф оставаться неизменным? А ведь нам ещё надо думать о своих работниках. В прошлом году зарплата была повышена, но в 2016 году нам дай бог сохранить её на уровне прошлогодней.

 

Хорошие водители в дефиците

Е.М. Ситуация усложняется ещё и тем, что мы обслуживаем малорентабельные маршруты, к которым люди привыкли. Например, маршрут № 13 (городское кладбище) и № 4 (погреба) ходят раз в неделю по субботам. Для обслуживания рейса выделяются автобус, водитель и кондуктор, топливо. В эту субботу 13-й маршрут привёз 250 рублей, что даже не оправдало стоимость бензина. Возможно, в этом году на конкурсе, который будет проходить по новым правилам, на эти маршруты не будет желающих.

— А какие городские маршруты считаются наиболее рентабельными?

Н.К. В Северодвинске наиболее востребованными считаются восемь маршрутов: № 1, 3, 3А, 15, 16, 17, 8, 22. Но наряду с перевозчиками, которые выиграли муниципальный конкурс, на линии работают и нелегалы, оттягивая на себя часть пассажиров.

При этом они не несут тех обязательств, которые несём мы: а это чёткий график движения, начиная с 5.40 утра и до в 23.40 с соблюдением интервала, предписанный тип автобуса, полноценный экипаж (водитель + кондуктор), работа в выходные и праздничные дни, предоставление работникам соцпакета, наконец льгот некоторым категориям населения. Теперь возьмём предпринимателя, который выходит на маршрут только в часы пик, чтобы заработать. Он выводит на линию небольшой автобус, не тратится на кондуктора, время движения у него не ограничено, билеты он может не выдавать, да и платит ли он налоги?

С другой стороны, пассажиры охотно садятся в тот автобус, который подъехал первым, и отдают свои деньги нелегалам. Но задумайтесь: насколько безопасна такая поездка? Насколько профессионален водитель? Ведь вы доверяете ему свою жизнь.

Е.М. Большая часть водителей перешли к нам из муниципального предприятия ПАТП, имеют большой опыт работы. Новичков сегодня мало. Во-первых, получение прав на категорию Д стоит дорого — от 60 до 80 тысяч рублей. Местное отделение ДОСААФ уже более года не проводит обучение водителей на категорию Д в Северодвинске. Во-вторых, для водителя автобуса необходим стаж работы в области пассажирских перевозок от 2 лет. Поскольку зарплаты не очень высокие, а условия работы сложные, молодёжь идёт работать неактивно. Через несколько лет уйдёт на пенсию «старая гвардия» водителей, кто придёт на их место? Одна из идей — организовать курсы по обучению водителей на базе ПАТП.

— В редакцию поступала просьба от наших читателей: хорошо, если бы автобусы были более опрятными…

Н.К. По мере возможностей постараемся. Правда, погодные условия (слякоть и грязь) усложняют эту задачу. Сейчас автобусы «принимают ванну» раз в 5—7 дней на специальной мойке с очищающей системой на территории ПАТП. Но помыть автобусы можно только в ночное время — с 23 до 5 утра, получается не более 8 единиц за одну смену. Причём автомойка тоже обходится недёшево. Но пассажиры также должны соблюдать правила: не мусорить, не расписывать стены, не портить сиденья.

Раньше неряшливых граждан могли не пустить в автобус, сегодня такой нормы нет. Любят наши горожане ставить сумки, которые стояли на земле, прямо на сиденья. А после этого на это место садится дама в светлом пальто. Вот и жалобы полетели… Давайте относиться друг к другу с уважением.

***

КТО РАБОТАЕТ ЗАКОННО

В Северодвинске работают 5 легальных перевозчиков, которые выиграли муниципальный конкурс:

ООО «Северодвинский центр пассажирских автотранспортных перевозок» (маршруты № 1, 3, 13, 26 ,27, 14, 15, 29, 101)

ООО «Северодвинское автотранспортное предприятие» (маршруты 3 А, 28, 12, 22)

ИП Комаров Юрий Владимирович (маршруты № 8, 16, 25)

ИП Крылов Александр Геннадьевич (маршруты № 10, 17)

ИП Малинников Николай Александрович (маршруты № 2, 5, 7, 103, 104)

Беседовала Наталья ТРОФИМОВА

На платной основе

Comments are closed.

« »