Желающих сдать площади намного больше, чем тех, кто готов на них торговать
Желающих сдать площади намного больше, чем тех, кто готов на них торговать
Распродаём и закрываемся
На днях одно интернет-издание собрало рекордное количество комментариев под статьёй, рассказывающей, что падение розничной торговли в России превысило даже показатели двух последних кризисов — 1998 и 2008 годов. Россияне стали экономить, оставляя в магазинах намного меньше денег. Первыми это ощутили на себе промтоварные отделы.
— Арендный бизнес последние три года переживает сокращение. Сначала предприниматели уменьшали арендуемые площади, а теперь некоторые вывешивают призыв: «Распродажа» — и планируют вовсе закрыться. Если ещё несколько лет назад в торговый центр на ул. Юбилейной в квартале В (довольно проходное место!) стояла очередь из тех, кто желает снять помещения, то в конце года съехали сразу несколько отделов, и мы не можем найти им замену, — рассказывает предприниматель, депутат областного Собрания Виктор Казаринов. — Что уж говорить, если в «Гранде», крупнейшем торговом центре Северодвинска, впрочем как и в других известных ТЦ, появились свободные площади. Закрываются, как правило, местные или архангельские представители мелкого бизнеса (торговля игрушками, посудой, постельным бельём, обувью и т.д.). Они не выдерживают конкуренции с федеральными сетями, а также резкого снижения покупательского спроса. При сложившихся условиях торговый бизнес не в состоянии заработать даже на арендную плату, налоги и зарплаты продавцам.
Вы спросите: куда ушли те, кто прекратил торговать? Удивительно, но некоторые вовсе закрыли бизнес и стремятся найти место на наших заводах, в бюджетных организациях и госструктурах, где гарантирован доход для семьи. Ремонтные и швейные мастерские сокращают издержки и, у кого есть такая возможность, уходят «на квартиры». Если сравнивать с 2010 годом, то за пять лет собираемость арендных платежей упала на 40%! И это в условиях колоссальной инфляции и роста коммунальных тарифов, которые собственник помещений обязан платить в любом случае.
Именно с этим можно связывать наступление известных продуктовых федеральных сетей, которые готовы платить за торговые площади. Не удивительно, что они появляются чуть ли не в каждом микрорайоне города.
Зачем строятся новые магазины
Но с другой стороны — растут новые торговые павильоны, появляются коммерческие помещения на первых этажах новостроек. Они тоже сдаются. Так, может, пустующие отделы в магазинах — результат их избыточного для нашего города предложения?
— Да, торговых площадей в Северодвинске действительно достаточно. При этом строятся новые небольшие центры, чтобы быть максимально ближе к покупателю. Но отмечу, что в большинстве случаев строительство было начато до последнего кризиса, в 2014 году и ранее, — комментирует представитель уполномоченного по правам предпринимателей региона в Северодвинске Алексей Кувакин. — Предприниматели, вложившие деньги в возведение торговых павильонов, посчитали менее убыточным их достроить, чем заморозить строительство. Однако при благоприятных условиях в экономике все торговые точки были бы заняты.
Сегодня мы наблюдаем такую тенденцию: арендная плата в новых торговых зданиях (500— 700 рублей за квадратный метр) намного ниже, чем в известных торговых центрах (от 1 500 рублей за кв. метр). При этом предприниматель оказывается перед дилеммой: оставаться на раскрученном месте, где есть постоянный покупатель, и платить дороже, или переезжать в более доступный торговый центр, при этом нести затраты на переезд и искать новых потребителей.
Но можно сказать, что некий Рубикон перейдён: арендный бизнес уже не будет настолько выгодным, как раньше. Арендодателям придётся снижать ставки и подстраиваться под клиента. Ясно, что в этих условиях городской власти не стоит увеличивать арендную плату за пользование муниципальными помещениями. Сейчас она в среднем 400 рублей за квадратный метр. И ещё: срок окупаемости новых торговых центров возрастёт в два раза, то есть вместо 6—7 лет ждать придётся 10—15.
Среди более-менее устойчивых сфер для арендного бизнеса: продукты питания, аптеки, медицинские центры, товары для животных, бытовая химия, салоны мобильной связи. Это те сферы, на которых люди экономят в последнюю очередь.
***
Выжить в условиях перемен
Среди главных проблем, которые усложняют развитие бизнеса, предприниматели России называют неустойчивое законодательство.
В условиях кризиса предпринимательство, вместо того чтобы стать локомотивом экономики, вынуждено подстраиваться под постоянные перемены. Перспектива на ближайшие годы — это введение новой системы кассовых аппаратов, увеличенные транспортные расходы из-за введения дорожной платы по системе «Платон», возможная отмена единого соцналога вместо действующих сейчас страховых взносов во внебюджетные фонды и т.д. Нестабильность в первую очередь сказывается на потребителях, то есть на каждом из нас.