Аренда вне тренда

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/02/377_d10831.jpg

Желающих сдать площади намного больше, чем тех, кто готов на них торговать

Желающих сдать площади намного больше, чем тех, кто готов на них торговать

Распродаём и закрываемся

На днях одно интернет-издание собрало рекордное количество комментариев под статьёй, рассказывающей, что падение розничной торговли в России превысило даже показатели двух последних кризисов — 1998 и 2008 годов. Россияне стали экономить, оставляя в магазинах намного меньше денег. Первыми это ощутили на себе промтоварные отделы.

— Арендный бизнес последние три года переживает сокращение. Сначала предприниматели уменьшали арендуемые площади, а теперь некоторые вывешивают призыв: «Распродажа» — и планируют вовсе закрыться. Если ещё несколько лет назад в торговый центр на ул. Юбилейной в квартале В (довольно проходное место!) стояла очередь из тех, кто желает снять помещения, то в конце года съехали сразу несколько отделов, и мы не можем найти им замену, — рассказывает предприниматель, депутат областного Собрания Виктор Казаринов. — Что уж говорить, если  в «Гранде», крупнейшем торговом центре Северодвинска, впрочем как и в других известных ТЦ, появились свободные площади. Закрываются, как правило, местные или архангельские представители мелкого бизнеса (торговля игрушками, посудой, постельным бельём, обувью и т.д.). Они не выдерживают конкуренции с федеральными сетями, а также резкого снижения покупательского спроса. При сложившихся условиях торговый бизнес не в  состоянии заработать даже на арендную плату, налоги и зарплаты продавцам.

Вы спросите: куда ушли те, кто прекратил торговать? Удивительно, но некоторые вовсе закрыли бизнес и стремятся найти место на наших заводах, в бюджетных организациях и госструктурах, где гарантирован доход для семьи. Ремонтные и швейные мастерские сокращают издержки и, у кого есть такая возможность, уходят          «на квартиры». Если сравнивать с 2010 годом, то за пять лет собираемость арендных платежей упала на 40%! И это в условиях колоссальной инфляции и роста коммунальных тарифов, которые собственник помещений обязан платить в любом случае.

Именно с этим можно связывать наступление известных продуктовых федеральных сетей, которые готовы платить за торговые площади. Не удивительно, что они появляются чуть ли не в каждом микрорайоне города.

Зачем строятся новые магазины

Но с другой стороны — растут новые торговые павильоны, появляются коммерческие помещения на первых этажах новостроек. Они тоже сдаются. Так, может,  пустующие отделы в магазинах — результат их избыточного для нашего города предложения?

— Да, торговых площадей в Северодвинске действительно достаточно. При этом строятся новые небольшие центры, чтобы быть максимально ближе к покупателю. Но отмечу, что в большинстве случаев строительство было начато до последнего кризиса, в 2014 году и ранее, — комментирует представитель уполномоченного по правам предпринимателей региона в Северодвинске Алексей Кувакин. — Предприниматели, вложившие деньги в возведение торговых павильонов, посчитали менее убыточным их достроить, чем заморозить строительство. Однако при благоприятных условиях в экономике все торговые точки были бы заняты.

Сегодня мы наблюдаем такую тенденцию: арендная плата в новых торговых зданиях (500— 700 рублей за квадратный метр) намного ниже, чем в известных торговых центрах (от 1 500 рублей за кв. метр). При этом предприниматель оказывается перед дилеммой: оставаться на раскрученном месте, где есть постоянный покупатель, и платить дороже, или переезжать в более доступный торговый центр, при этом нести затраты на переезд и искать новых потребителей.

Но можно сказать, что некий Рубикон перейдён: арендный бизнес уже не будет настолько выгодным, как раньше. Арендодателям придётся снижать ставки и подстраиваться под клиента. Ясно, что в этих условиях городской власти не стоит увеличивать арендную плату за пользование муниципальными помещениями. Сейчас она в среднем 400 рублей за квадратный метр. И ещё: срок окупаемости новых торговых центров возрастёт в два раза, то есть вместо 6—7 лет ждать придётся 10—15.

Среди более-менее устойчивых сфер для арендного бизнеса: продукты питания, аптеки, медицинские центры, товары для животных, бытовая химия, салоны мобильной связи. Это те сферы, на которых люди экономят в последнюю очередь.

***

Выжить в условиях перемен

Среди главных проблем, которые усложняют развитие бизнеса, предприниматели России называют неустойчивое законодательство.

В условиях кризиса предпринимательство, вместо того чтобы стать локомотивом экономики, вынуждено подстраиваться под постоянные перемены. Перспектива на ближайшие годы — это введение новой  системы кассовых аппаратов, увеличенные транспортные расходы из-за введения дорожной платы по системе «Платон», возможная отмена единого соцналога вместо действующих сейчас страховых взносов во внебюджетные фонды и т.д. Нестабильность в первую очередь сказывается на потребителях, то есть на каждом из нас.

 

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Февраль 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
29  

Архив записей