MENU

Только на пр. Труда,12 —  три магазина, где продают спиртное, плюс кафетерий, где тоже наливают.
Фото Олега Кулешова Только на пр. Труда,12 — три магазина, где продают спиртное, плюс кафетерий, где тоже наливают. Фото Олега Кулешова

29.01.2016 • Общество

Попали в алкогольные сети

На днях в редакцию позвонила наша читательница Ранель Семёновна. Она пожаловалась от имени жителей острова Ягры: «Наверное нас, ягринцев, решили спаивать. Кругом магазины, где продаётся алкоголь. Мы с подругами прошлись по проспекту Бутомы и насчитали 11 точек, где можно купить спиртное — почти в каждом доме или через дом. Учитывали и специализированные винные супермаркеты, которые вдруг пооткрывали за последний год, и обычные продуктовые магазины, где есть алкоголь. Получается, выпивку можно приобрести на каждом шагу. Как тут не зайти и не соблазниться? Вон у соседки муж стал частенько выпивать»

В городе всё больше розничных точек, где можно купить спиртное

Мы проехались по проспекту Бутомы, чтобы убедиться.

Действительно, в самом начале улицы в павильоне, где раньше были хозтовары, теперь магазин известной федеральной сети с узнаваемым красным логотипом. Сеть активно осваивает наш город, открывая новые магазины в разных районах города.

В доме напротив — винный супермаркет северодвинской компании, чуть дальше в пятиэтажке недавно распахнул двери (о чём свидетельствует крупная надпись) магазин архангельской алкогольной розничной сети. Действительно, торговых точек, торгующих горячительными напитками, более чем достаточно.

Но похожая ситуация и в городе, не только в островной части. На центральных улицах без труда можно найти здания, в которых располагаются два и даже три (!) винных магазина сразу.

С чем связана активность, с которой алкогольные сети опутывают наш  город? Может ли муниципалитет контролировать количество точек, продающих спиртное?

Мы задали этот вопрос начальнику управления экономики администрации Северодвинска Юлии Чецкой:

— Мы тоже отмечаем, что в город приходят федеральные розничные компании, которые открывают всё новые и новые магазины, — рассказывает Юлия Владимировна. — Среди них есть и бренды, которые присутствуют во многих городах России. Помимо этого северодвинский рынок осваивают и сети соседнего Архангельска, плюс местные предприниматели развивают торговлю спиртным в продуктовых «магазинах у дома». Но муниципальная власть повлиять на это не может. Оборот алкогольной продукции регулируется федеральным законодательством, которое не даёт действенных рычагов органам власти на местах. Могу только сказать, что на муниципальных площадях алкогольные супермаркеты не открываются. А вот собственнику помещения ни-кто не может указывать, что должно там размещаться. В Северодвинске выкуп муниципальных помещений предпринимателями в последние годы происходил активно согласно Федеральному закону № 159. Так что, если поступило выгодное предложение, бизнесмен может на законных основаниях сдавать его в аренду, в том числе алкогольным сетям.

В связи с этим мне вспоминается опыт северной Норвегии, где приходилось бывать на стажировках. Там, чтобы купить выпивку в будни, нужно ещё ухитриться. Винные магазины, как правило, находятся на окраинах городов. Днём люди работают, а вечером алкогольные супермаркеты уже закрыты (после 18—19 часов). Можно, конечно, зайти в бар, но там спиртное стоит очень дорого, или запасаться вином заранее. Безусловно, алкоголь для граждан менее доступен.

С другой стороны, если магазины открываются — значит, это кому-то нужно. Неужели в Северодвинске такой большой спрос на алкоголь, что многочисленные магазины умудряются выживать и даже получают прибыль? Главное, чтобы гордое название «город корабелов» не превратилось в непривлекательное «город пьющих людей».

ЕГАИС — цены вверх?

Сейчас предпринимаются попытки регулирования системы оборота алкоголя.

Так, в Архангельской области провозглашена борьба с так называемыми наливайками. С нового года в магазинах вводится Единая государственная автоматизированная информационная система учёта (ЕГАИС), которая предполагает контроль легальности каждой бутылки в оптовом звене и в магазине на кассе при её покупке. Но цель нововведения — противодействие продаже поддельных марок, с которых не уплачены налоги. И никак не сокращение точек продажи.

В рознице система вводится в действие 1 июля. Как отмечают северодвинские предприниматели, оборудование для подключения к системе дорогостоящее (от 60 тыс. рублей и выше за один комплект), а это приведёт к подорожанию алкоголя.

Comments are closed.

« »