С Крайнего Севера в сторону южную

Леонид Иванович Соколов появился в редакции ещё осенью — принёс пухлое письмо с описанием своих мытарств. Потом мы созванивались по телефону. Он отработал почти 40 лет на стратегическую оборону, в том числе и в Северодвинске. В 2014 году, будучи на пенсии, переехал с семьёй в Ульяновскую область, город Димитровград.

Легко ли пенсионерам-переселенцам получить компенсацию?

 

Возвращайтесь за справкой!

И как раз в это время в СМИ шла волна публикаций о том, что пенсионерам-переселенцам из районов Крайнего Севера будут компенсировать проезд и провоз багажа. Леонид Иванович помнил, что такая норма для пенсионеров была и раньше, но только по перевозу вещей железнодорожным контейнером. А сейчас в публикациях мелькали слова о фактических расходах, об автомобильном, водном, воздушном транспорте… Зная, что в Северодвинске и в Архангельске ОАО «РЖД» давно не занимается перевозкой имущества переселенцев контейнерами, ветеран отправил груз автотранспортом частного перевозчика, не особо сетуя на высокую стоимость — 47 тысяч рублей. Государство же обещает полную компенсацию!

В Димитровграде переселенцы обратились в местное отделение Пенсионного фонда за компенсацией, заполнили сложный бланк заявления, приложили пакет документов и чеков. А спустя месяц получили ответ, что документы неправильные. Начальник местного отделения ПФР потребовал привезти из Северо-двинска справки о стоимости проезда и провоза багажа железнодорожным транспортом.

Переселенцы сначала безуспешно пытались решить вопрос по телефону, потом всё-таки супруга Леонида Ивановича отправилась в Северодвинск, но никаких справок ей не выдали. Пришлось Соколову ехать и самому. С трудом пенсионеры выяснили, что справку о проезде можно получить в федеральном пассажирском агентстве Архангельска, а по отправке контейнеров грузоподъёмностью только 20 тонн по железной дороге — в ПАО «Трансконтейнер» (контейнеров меньших размеров у компании нет). Может, кто-то другой и нашёл бы информацию, не отходя от компьютера, но пожилой чете потребовалась не одна поездка в Архангельск, процесс затянулся на два месяца.

 

А правила уже другие

Когда супруги вернулись в Димитровград, от них потребовали заявления уже другой, не менее сложной формы. И опять — месяц ожидания, и опять вердикт, что справки не годятся, так как не соответствуют вновь принятым «Правилам компенсации расходов» для пенсионеров. В справках ОАО «РЖД» теперь должно быть указано, что выбран кратчайший путь проезда и провоза багажа с домашним имуществом не более одной тонны на человека, вагоны поезда, кроме СВ, мягких и фирменных. И справки должны быть только из ФПК в г. Ульяновске.

«Согласно данным Правилам необходимо предоставить более 25 различных справок и документов! — пишет Леонид Иванович. — И, если в заявлении о компенсации расходов есть даже мизерная ошибка или описка или не хватает какой-то справки, весь пакет документов возвращается заявителю, и надо начинать всё сначала. Эти Правила стали верхом супербюрократии государственной власти. Спасибо, хоть ехать второй раз за 1000 км за справками не надо, можно направить заявления в местное отделение РЖД, что мы и сделали. Спустя месяц с небольшим получили за 800 рублей требуемые справки — замечу, в Архангельске похожие справки нам выдавали бесплатно.

В третий раз (!!!) заполняли заявление и прикладывали документы, в том числе уточнённые из ПАО «Трансконтейнер» г. Архангельска, где просили оплатить провоз имущества по справке из данной компании. Через полмесяца ПФ г. Димитровграда вынес решение: проезд оплатить почти полностью, а провоз имущества — в три раза меньше понесённых затрат (вместо 47 тысяч 15 тысяч рублей). Интересно следующее: ПАО «ФПК» в расчёте оплаты провоза багажа не посчитало нужным указать тарифы, категории поездов, типы вагонов, а ПФ данная «секретная» информация устроила. Поэтому предполагаю, что у местного ПФ и ФПК была договоренность на минимальную оплату перевозки багажа северянам-переселенцам…»

Более чем девятимесячные «хождения по мукам» практически свели к нулю полученную компенсацию. Леонид Иванович писал жалобы в Москву: руководству ОАО «РЖД», Пенсионного фонда, президенту РФ… Железнодорожники ничего не ответили, администрация президента вроде как затребовала у Пенсионного фонда документы по данной семье, но никто пока не извинился за доставленные неприятности, не признал критику. Пытался ветеран найти понимание в местной газете — там от него просто отмахнулись…

— Может, вы в «Северном рабочем» напечатаете, хоть сокращённо? — спрашивает Леонид Иванович. — Думаю, наш печальный опыт будет полезен для других северян-переселенцев.

Но мы сначала переслали письмо в Управление ПФР в Северодвинске с просьбой прокомментировать и, быть может, дать полезные советы будущим переселенцам.

 

Расходы компенсировать. Но не более, чем…

Начальник Управления ПФР Юлия Синьковская ответила, что сначала вышло постановление правительства РФ от 11.12.2014 № 1351 «О порядке компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей», а потом — «Правила компенсации расходов, связанных с переездом из районов КС и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей». Правила утверждены постановлением правительства от 11.12.2015 № 1351. Леониду Ивановичу очень не повезло: попал в промежуток, когда правила менялись на ходу… Сейчас же есть чёткие инструкции.

Юлия Николаевна прислала в редакцию и текст этих Правил. Публикация их заняла бы слишком много газетного места, с полным вариантом можно ознакомиться на сайте ПФР — http://www.pfrf.ru/knopki/zhizn/~2489 или в Управлении Пенсионного фонда.

Отметим некоторые важные детали. Да, в Правилах говорится о компенсации фактических расходов по переезду и провозу багажа, но с оговоркой «не более, чем».

Реально компенсируют только:

—Железнодорожный проезд по кратчайшему или беспересадочному маршруту, кроме СВ и купе повышенной комфортности.

Покупая билет в спальный вагон, сразу же идите за справкой о стоимости проезда в условиях попроще, эту стоимость и компенсируют. То же касается и фирменных поездов — понадобится справка о стоимости проезда в этот день на обычном поезде или о том, что другие поезда по этому маршруту не ходят.

—Авиаперелёт в салоне эконом-класса — только в том случае, если на этом участке пути отсутствует возможность проехать железнодорожным или автомобильным транспортом, или если стоимость авиабилетов ниже, чем железнодорожных (справка!).

—Морской или внутренний водный транспорт — в каютах 3-й категории.

—Автомобильный транспорт общего пользования междугородного сообщения — не такси.

—Топливные расходы при переезде личным автотранспортом — по чекам АЗС, но не выше стоимости, рассчитанной на основе базовых норм расхода топлива для автомобилей общего назначения, установленных Министерством транспорта РФ, и протяженности кратчайшего маршрута следования к новому месту жительства.

 

Рельсы есть? Считаем по тарифу

По части провоза багажа всё, оказывается, совсем просто. Компенсация производится в размере «фактически произведенных расходов на оплату стоимости провоза багажа пенсионера и членов его семьи весом не более одной тонны на каждого выезжающего, но не более пяти тонн на семью железнодорожным, внутренним водным, морским, автомобильным транспортом (за исключением такси), но не выше установленных тарифов на перевозку багажа железнодорожным транспортом».

«Почти уверен, — пишет Леонид Иванович, — что здешняя ФПК рассчитала оплату провоза домашнего имущества (мебели, бытовой техники, посуды и др.), как будто мы все это везли с собой багажом в пассажирском поезде. При этом возникает интересный вопрос, как можно перевозить багаж в объёме немалого автомобильного фургона, для этого необходимы как минимум треть багажного вагона? А таковых, кроме почтовых, в поездах из Северодвинска с пересадкой в Москве и далее до Димитровграда нет».

Но даже если багажных вагонов нет — есть Правила, в которых прописано, что компенсируют стоимость не выше, чем по железнодорожным багажным тарифам. А предоставляет ли РЖД переселенцам реальную возможность уложиться в этот тариф — этот момент не оговорён. Вот если бы железнодорожные пути вообще отсутствовали (а также рейсовые автобусы и теплоходы, только самолётом можно долететь) — тогда и только тогда возместили бы 100% фактических расходов.

Вообще-то, и частичная компенсация уже что-то, могли бы и не компенсировать. Но Леонид Иванович рассчитывал на полное возмещение фактических трат, а в итоге пришлось обивать пороги, ехать на поезде за справками о стоимости проезда на поезде — и, как оказалось, напрасно. Понятно, что человек возмущён…

Какой вывод можно сделать из этой истории будущим переселенцам? Багаж компенсируют по минимуму, поэтому нужно самим экономить и искать перевозчика дешевле. Их сейчас много на российском рынке, в том числе и предлагающих услуги по железнодорожным перевозкам между любыми городами.

Хотя, конечно, было бы лучше, если бы Северная железная дорога сама предоставляла переселенцам из Северодвинска возможность отправлять вещи контейнером по установленным тарифам. Как это было раньше. Пенсионеры не очень доверяют новым фирмам, РЖД как-то привычнее.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Январь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей