Недавно СМИ сообщили, что в ГК «Росатом» принято решение об утилизации двух атомных подводных лодок проекта 941, известных у нас как «Акула», а по западной классификации именуемых «Тайфун».
Об этих лодках в нашем городе знают все. Силуэты субмарин-двойняшек давно украшают причал Беломорской военно-морской базы, привлекая к себе любопытные взгляды.
Величавые, грозные и очень красивые, эти субмарины — национальная гордость не только нашего Военно-морского флота, но и всей страны, великой морской державы. Их знает весь мир: они внесены в Книгу рекордов Гиннесса как самые большие по водоизмещению. О них сняты фильмы и видеосюжеты, изданы книги, опубликованы статьи, мемуары… Любой, увидев их хотя бы раз, надолго сохранит чувство восхищения, гордости и восторга.
Зрелище действительно впечатляющее и завораживающее! Кто их видел, подтвердит, это именно так.
И эти уникальные корабли скоро исчезнут навсегда. Время неумолимо, и всему приходит конец.
Однако в наших силах оставить о них живую память. Как? Надо просто сохранить хотя бы часть их корпуса, например конструкцию рубки. Вот это будет настоящая реликвия!
Вспомним, на заводах Северодвинска утилизировано много лодок. Канула в небытие целая серия уникальных АПЛ проекта 705. Что от них осталось потомкам? Кроме пары унифицированных приборов и закладных досок, нет ничего.
Разве при утилизации корабля нельзя оставить в качестве музейного экспоната или архитектурной композиции какую-либо характерную часть его корпуса? Нужны только инициатива и желание! Неужели АПЛ проекта 941, нашу национальную реликвию и гордость, ждёт та же участь — исчезнуть без следа? Уж чего, а сохранить конструкцию одной из этих лодок мы точно можем!
Смотрите, вот в Курске, например, взяли и установили у себя фрагмент рубки АПЛ «Курск». И хотя поводом для этого была большая человеческая трагедия, важно то, что для скульптурной композиции в память погибшим морякам сохранили настоящий фрагмент корабельного корпуса.
Или другой пример: с огромным трудом, но всё-таки удалось отстоять идею сохранения в качестве готовой композиции рубку утилизированной АПЛ «Золотая рыбка», которую взялась установить у себя Москва. На это ушло десять лет просьб и обращений.
Что может быть лучше, чем фрагмент внешнего корпуса? Бери и используй его в качестве музейного экспоната или архитектурной композиции. По всей стране стоят памятники автомобилям, танкам, самолётам и т.д. А вот в колыбели атомного подводного флота, в городе судостроителей и моряков-подводников Северодвинске нет ничего, что напоминало бы об этом.
Хочется обратиться к общественности и властям города: в ходе предстоящей утилизации «Акул» надо сохранить в качестве скульптурной композиции одну из частей корпуса. Кроме конструкции ограждения рубки можно сохранить и уникальную кормовую часть с «оперением» рулей и прочее.
Путь становления России как великой морской державы был тернист. Важнейший этап этого становления проходил здесь, у нас в Северодвинске, на наших глазах. И кому, как не нам, северодвинцам, побеспокоиться о сохранении своего культурного и исторического наследия?
Одним из вариантов размещения конструкции рубки лодки (в качестве архитектурной композиции) предлагаю рассмотреть территорию при въезде в город, в районе пересечения Архангельского шоссе и объездной дороги.
Готов подготовить план первоочередных мероприятий, но начать, думаю, нужно с обращения в соответствующие инстанции.
Юрий АНЦИФЕРОВ,
старший строитель ОСНК