Это так по-крыловски…

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/02/13_d1083.jpg

Со словами: «Принимай, Инна, нового сотрудника» — меня привёл к ней редактор Василий Петрович Соснин. Мой стол в редакционном кабинете с табличкой «Отдел писем» был третьим.

Сегодня журналист Инесса Владимировна Крылова отмечает юбилей

 

Редакция начинается с писем

Первое, что поразило, так это домашняя обстановка и в отделе, и в самой редакции. Начальник называет подчинённых по имени, и это звучит не фамильярно, а по-отечески, в кабинет можно входить запросто, в машбюро ставят самовар, к которому подтягиваются сотрудники. А если вдруг появляется коробка шоколадных конфет, жуткий дефицит в те времена, то ясно было, что от Крыловой. Причём так, безо всякого повода это преподносилось: «Алик, муж, из командировки привёз из Москвы».

В то время редакция размещалась в левом крыле на втором этаже в старом здании на ул. Советской, 27. Тесновато, конечно, жили, в тон журналистским перьям, если можно так сказать, скрипели деревянные полы.

В отделе писем, которым заведовала Крылова, вторым сотрудником была Раиса Евглевская. Мы с Олегом Химанычем, который в отделе партийной жизни у Анны Сьяновой занимался комсомолом, считались молодой порослью. Туда же и Анну Данилову относили.

Инесса Владимировна была моим первым учителем. «Возьми-ка страницу «Костерок», — предложила она мне при первой встрече. И с усмешкой добавила: — Пионеры да школьники тебе всё-таки поближе будут». Я смотрела во все глаза, как работают журналисты, ведь в университете тонкостям профессии не учили.

 

И жизнь ложится в очерки

…Вот раздаётся телефонный звонок. «Редакция, Крылова», — отвечает Инесса Владимировна чуть нараспев, таким спокойным, располагающим к себе голосом, что у читателей, вступающих в диалог, я думаю, не оставалось сомнений: они обращаются в свою газету, к журналистам, которых давно знают по фамилиям. Собственно, из читателей вышла в писатели и сама Крылова.

В далёком 1960 году молоденькая учительница литературы, попавшая в наш город по распределению, стала писать заметки в городскую газету о школьной жизни. Лёгкий стиль и литературная изюминка не остались незамеченными. Вскоре редактор пригласил её в штат. И потом 30 лет было отдано «Северному рабочему».

В то время советская журналистика представляла собой смешение казённых текстов со штампованной лексикой о партийном строительстве, гвардейцах пятилетки, социалистическом соревновании с очерковой публицистикой высокого уровня, которую можно было читать с интересом как мини-рассказы. Крылова нашла себя именно в очерковом жанре. Я без труда подобрала материал для своей дипломной работы на примере очерков «Северного рабочего», в том числе и работ Крыловой. Тематические страницы «Семейный час», материалы на тему морали и нравственности с конкретными героями, истории о жизненных ситуациях читались, как говорится, на одном дыхании. При этом из-под пера Крыловой выходили и материалы о врачах, учителях, рабочих.

Очерк о простом рабочем Севдормаша «Карьера токаря Назарова» принёс ей заслуженную награду: в 1979 году она одной из первых в стране стала лауреатом премии Союза журналистов СССР. И почти два десятка лет оставалась единственной в Архангельской области обладательницей этого высокого звания. Лауреат премии имени А.П. Гайдара, заслуженный работник культуры — это тоже награды Крыловой.             У журналистов «Северного рабочего» это было высшей оценкой труда коллег.

 

Традициями сильна газета

Трудно было не заметить, что Крылова всегда была в фаворе у редакторов, и не без основания. Её с уважением называли «писучая Инна, наш корифей». Но ей хватало скромности, самоиронии особой крыловской, чтобы, как говорится, не бронзоветь. Рассказывают, что как-то в редакции награждали людей медалью «Ветеран труда». «А мне-то зачем?» — выступила Крылова. Мол, ещё не в том возрасте, не заслужила.

Каждый сотрудник, а тем более такой неординарный, как Инесса Владимировна, вписал свою страницу в летопись города, газеты. Хорошие профессиональные традиции «СР» связаны и с её именем. Например, было принято при написании сложных материалов пускать их для чтения по кабинетам и потом без всякого апломба (мол, не трогайте мой шедевр) выслушивать мнение коллег. Дружеская атмосфера помогала делу.

Вот вместе с Крыловой своим отделом едем на поезде «Здоровье» на Лаю на целый день кататься на лыжах. Вот Крылова устраивает у себя званый ужин (безо всякого повода, чтобы пообщаться в неформальной обстановке; тогда в крохотную двухкомнатную хрущёвку собралась почти вся редакция). Все вместе едем выбирать место под дачи для коллектива редакции. Приехали на Рикасиху, посмотрели — болото же. Усевшись на каких-то брёвнах, напились чаю из термоса и пешком по шпалам потопали в город. И весело всем было: дачи не состоялись, зато как хорошо прогулялись…

 

«Лёгкое пёрышко»

Инесса Владимировна, как уже упоминала, была моим руководителем, а в ту пору было принято прочитывать каждый материал сотрудника, подписывая перед сдачей в секретариат. Сейчас такое журналистское наставничество не практикуется. Время другое, меняются и технологии, и подходы. Журналисты стали писать стремительно, в номер, информационные жанры предполагают и штампы. «Лёгкое перышко» — это была высшая похвала Крыловой. Именно таким был и её стиль написания.

А уроки её на первый взгляд казались совсем простыми. Придумать вначале заголовок и под него выстроить текст, вычеркивать сухомятину, использовать больше разговорной речи, диалогов. Материал украшают детали, картинки, а не рассуждения… Я думала, это ей легко говорить. Вот как пишет — только листочки отлетают. Почерк чёткий, учительский, и никаких зачёркиваний. Машинистка Клавдия Ивановна не уставала пенять нам: «Девки, как пишете… С трудом разбираем. То ли дело Инна…».

К слову, недавно обнаружила подписанную крыловским почерком открытку с поздравлением от коллег с днём свадьбы. Удивительно, как не затерялся раритет после нескольких переездов.

 

За строчками – в автобус

У Крыловой был особый секрет писания: садилась за перо, когда материал выносила, он созрел. В тесном кабинете, где поток посетителей, бесконечные звонки, условия были не творческие. Бывало, что выходила на улицу, а то садилась на кольцевой автобус и, проехав несколько кругов, возвращалась с готовым материалом. И тогда только отлетали листочки с написанным текстом.

Помню, каким растерянным был редактор Николай Кочуров, когда объявил нам, что из газеты уходят два лучших сотрудника — Крылова и Барболин. Было это в 1990 году. Они решили осуществить проект авторских изданий. «Дачная», затем «Ай, болит!» были в Северодвинске первыми частными изданиями для широкого круга читателей. Газеты эти успешно распространялись и по всей России. Так очеркист и обозреватель состоялась и как редактор, в том числе таких популярных газет, как «Живица», «Дюймовочка». Теперь уже целый ряд лет Инесса Владимировна отдыхает.

В «СР» больше всего именинников было в январе: дни рождения шли один за другим. Первой открывала именинный список Крылова. К этому дню выпускалась юмористическая стенгазета, накрывался общий стол. Так отмечался день редакционного именинника. Я думаю, что выражу мнение всех коллег, которые трудились вместе с Крыловой: хорошо бы собраться вместе. Инесса Владимировна, ждём вас.

А сегодня принимайте наше сердечное поздравление. Ваш праздник — это и наш тоже.

Ольга ОВЧИННИКОВА,

лауреат премии

Союза журналистов России

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Январь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей