Наступающий год в образовании хотелось бы начать с внесения ясности в ряд процессов, начатых ранее и длящихся сейчас. Об этом беседуем с начальником управления образования Сергеем ПОПОЙ
Слияние, ремонты и консервация — как всё это отразится на судьбе детей и педагогов?
Крыша для трёх домов
— Сергей Григорьевич, на какой стадии сейчас объединение школ № 22, 25 и 21? Объявлено о нём было больше года назад, но сроков не названо.
— Процесс не остановлен, а лишь отложен. В обозримом времени для тех, кто начал здесь обучаться, ничего не изменится. Даже если мы проведём юридическое объединение до 1 сентября 2016 года, переводить пока никого в другие школы не будем. Слияние коллективов — всегда болезненный процесс. Но время расставляет всё по местам. Когда мы объединяли 4-ю и 5-ю школы, в послед-ней сложился хороший коллектив, учреждение преобразилось, в него пошли дети. И здание бывшей школы № 4 тоже не пропало: там размещается ДШИ № 34.
— Почему в поле внимания попали именно эти школы?
— Сеть учреждений образования мы оптимизируем с 2010 года. Сегодня задача — создание единого центра инклюзивного образования. Во-первых, территориально это очень удобно, во-вторых, учитывается опыт учреждений. И что бы мы ни говорили, к этому присоединяется проблема школы № 22. Несмотря на то, что количество детей, выходящих из детских садов, увеличивается и мы впервые перешагнули порог двух тысяч, она не заполнена. Чтобы родители хотели вести сюда детей, мы преобразуем инфраструктуру под подразделение будущего центра.
Муниципальная подпрограмма «Безбарьерная среда» даёт нам возможность получать областные и федеральные средства по федеральной программе «Доступная среда». В 2014 году это порядка 4 млн рублей, в 2015-м — ещё порядка 5 млн. В школе № 21 благодаря этому оборудовали пандус, специализированную туалетную комнату на первом этаже и расширили дверные проёмы. Средства на аналогичные работы получили школы № 22 и 25. Идёт обязательная переподготовка педагогов, которые будут работать с детьми, приобретается необходимое оборудование.
Ушёл по собственному желанию
— Поясните, как будут функционировать структурные подразделения школы № 21.
— Школа № 25 будет набирать первые классы из своего микрорайона. Далее мы через нашу психолого-медико-педагогическую комиссию даём детей с ограниченными возможностями здоровья. Они будут учиться здесь с первого по девятый класс. Ещё раз повторю: те, кто учится сейчас в зданиях школ № 25 и 22, не будут никуда переводиться.
— Они уже сами уходят в другие школы.
— Это их право.
— Тем не менее: получается, и нагрузка у педагогов падает, и выученные дети классами переводятся. Потому что не знают, что будет через год. Ответа со сроками так и не получено.
— Процесс слияния немного отложен для создания всех условий. Юридическое объединение произойдёт в 2016 году. Мы предлагаем в 22-й школе сосредоточить начальное звено.
— Насколько я поняла, там есть вопросы у Роспотребнадзора: здание не полностью подходит под эти цели.
— Я говорю о поэтапном переходе, который займёт несколько лет.
Кружок за соседней дверью
— Как в целом будет выглядеть школа № 22?
— Там будут первые — четвёртые классы плюс дополнительное образование. Сегодня в здании есть помещения, которые вообще не используются. Вместе с тем есть некоторые перекосы в досуге в городе: мало развито техническое творчество. Возможности специализированных кабинетов — химия, физика, биология — позволяют его развивать.
— А наберётся столько детей, чтобы школу загрузить?
— Освоены однозначно будут все четыре этажа. Начальная школа расположится на нижних. Вопрос, насколько люди нам поверят и пойдут.
— И сколько же 22-й нужно классов, чтобы она нормально существовала?
— Исходя из характеристики микрорайона, шесть классов на параллели было бы замечательно — всего 24 на школу. Это реально.
— А те учителя, которые ведут спецпредметы в старшем звене, — что будет с ними?
— Это будет определяться в зависимости от степени нагрузки и востребованности данных педагогов. Но при сегодняшней ситуации ни один учитель не может остаться без работы.
— Помимо этого в 22-й школе есть своя ниша — так называемые юридические классы. Это направление будет сохранено?
— Тут всё зависит от руководителя создаваемой единой структуры.
От медиков до педагогов
— Чем будет брать головная школа № 21?
— Мы полагаем, что в дальнейшем здесь будут учить детей с 5-го по 11-й класс. В том числе ребят из 22-й и 25-й.
— Будут какие-то специализированные классы?
— По концепции развития образования с 2020 года старшие классы во всех школах должны перейти на индивидуальный учебный план. Непрофильного набора быть не должно. Каждая школа должна занять свою нишу. Могу похвалить целый ряд школ: 11-я сегодня, например, ведёт медицинское направление, это будет востребовано в будущем. Крепко с медицинскими классами завязался и лицей № 17. Школа № 16 реализует военно-спортивное направление. У них тоже не будет проблем с набором. Сегодня мы ищем, где бы открыть педагогические классы, где можно было бы сосредоточить и ориентированных на наши специальности детей.
— Насколько я помню, когда обсуждалось слияние школ и то, что некоторым другим придётся отказаться от 10—11-х классов, 11-я звучала в их числе.
— Я же не случайно их хвалю. Они доказали, что могут это делать, у них есть набор. По другим школам ситуация в ближайшие два года будет не очень хорошая. У нас мало девятиклассников. И я абсолютно уверен, что открытие неполных десятых классов в школах № 3 и 9 было неверным решением. Это большие финансовые потери. Надо было переждать или договориться: в этом году одна класс взяла, в следующем — другая.
Взять в свои руки
— Почему все реформы в образовании у нас не обсуждаются на общественном уровне? Есть же совет при заместителе мэра по соцвопросам, который собирался всего пару раз. Почему всё идёт в директиве?
— Мало кто может сказать, что я демократ или либерал. Но и если бы я был диктатором, то объединение давно бы провёл в обход общественного мнения. Изначально было очень много непонимания. Мы решили взять тайм-аут — посмотреть, как ситуация будет развиваться. Для 22-й школы она лучше не стала. Дети не пришли, учителя стали разбегаться, денег как не было, так и нет. Ждать дальше? Чудо не случится.
— Я говорю сейчас о самом первом шаге, когда объявляется непреложная истина: вы объединяетесь. А потом идут письма в газету и забастовки родителей.
— Есть разные методы выяснения общественного мнения,
в том числе и создание острой ситуации, как если бы кто-то кинул уголёк в муравейник. Я стараюсь прислушиваться к мнению людей, но без управленческих решений сегодня ситуацию не выправить.
Куда катится «Колобок»
— Что сейчас происходит с 7-й школой?
— Проект реконструкции готов и ожидает включения в федеральную программу. В 2016 году, как известно, в регионах хотят реализовать только строительство суперновых школ. Но мы письма пишем и постоянно находимся в переговорном процессе, чтобы про нас не забыли. У нас есть будущая школа полной инклюзии на реконструкции, и её проект отвечает всем современным требованиям.
— Прогноз тут можно какой-то дать?
— Средства поступят не раньше 2017 года. Сами работы займут около года.
— Тогда давайте к 12-й школе перейдём, где осенью обнаружили дефекты.
— Всё не так страшно, как могло показаться.
— Но трещины там практически по всему фасаду.
— Мы их и не скрывали. Сегодня в безопасном корпусе учатся семь начальных классов. Остальные переведены в здание 38-й школы. Проводятся исследования. Первоначально высказывалось предположение о неправильной строительной конструкции: между двумя частями зданиями — разные фундаменты, должна быть особая кладка. И, возможно, произошла неравномерная усадка.
— Видно это стало только сейчас? Школу же масштабно ремонтировали в 2013 году.
— К нам обращались тогда с этим вопросом: трещина была в спортивном зале. Но, учитывая, что это внутренняя стена, исследование не проводили. Она сейчас себя, кстати, нормально ведёт. Ремонт здесь может начаться осенью. Вообще у всех кирпичных зданий в нашем городе сегодня такие проблемы. Вопрос — сквозные трещины или нет.
— А судьба помещений бывших яслей «Колобок» и бывшего здания информационно-методического центра управления образования на ул. Бойчука, 3а наконец определилась?
— Мы остались без средств федерального бюджета по программе модернизации дошкольного образования: она закрылась. Здания находятся в нашей системе и пока даже не законсервированы. Будем искать средства или отказываться от этой идеи. Если в 2016 году будет областная программа и нам так же, как с «АБВГДейкой», повезёт в неё попасть, продолжим работу в этом направлении.