Сильный. Сложный. Тяжёлый. Для каждого этот фильм оказался окрашенным своей эмоцией. Непреложным для всех оказалось только одно: это фильм, дающий надежду.
Фильм «Находка» с Алексеем Гуськовым не оставил равнодушными участников киноклуба
Кино о пути к себе и о шансе, который выпадает каждому, далось участникам киноклуба непросто. Журналисты оценили его в рамках одного сеанса, который показали в кинотеатре ЦУМа. Участие в дискуссии в этот раз приняли представители газеты «Архангельск» Мария Гаврилова, радиостанции «Эхо Москвы-Северодвинск» Алексей Рэдфорд, компании «Модерн-Медиа» Полина Киреева, газеты «Северный рабочий» (Елена Никитина, Екатерина Курзенева, Татьяна Воротынцева и Наталья Шепелевич), директор кинозалов ЦУМа Наталя Казнина. Экспертами по темам фильма выступили священник отец Димитрий Апполинариев из православного центра св. Кирилла и Мефодия, многодетная мама Елена Чайка и пресс-секретарь национального парка «Онежское Поморье» Алексей Шашков.
Все отметили в первую очередь главную тенденцию современного кинематографа — обращение к произведениям авторов советской поры. Хочется надеяться, что сохранится она и в наступающем году, объявленном в России Годом кино.
Психологическая драма «Находка» — дебют режиссёра Виктора Демента, за который он уже был отмечен различными наградами. Близка она будет каждому из нас: природными видами, снятыми в Карелии и Финляндии, в которых некоторые приметили до боли знакомые сёла Плесецкого района. Так актуальной и сегодня притчей выходца из Верховажья Владимира Тендрякова, написанной в 60-е годы прошлого века. Подбором актёров «в яблочко»: сыгравший главную роль народный артист Алексей Гуськов, например, сам имеет корни на Архангелогородчине.
Название картины можно трактовать по-разному. И в первую очередь — как находку для зрителя, истосковавшегося по сложным, эмоционально сильным фильмам-состояниям, где основное действие сосредоточено не на экране, а происходит в душе главного героя. Персонаж Алексея Гуськова инспектор рыбоохраны Трофим Русанов предстаёт в нём «коростой, кровопийцем», слепо придерживающимся буквы закона. Для него не существует нравственных дилемм и открытий: все кругом — жулики и ворьё.
Но судьба посылает ему ситуацию, которая заставляет по-другому взглянуть на привычные вещи. Оставшись один на один с заснеженной тайгой, Трофим сражается не только за свою жизнь, но и за жизнь новорождённого младенца, впервые осознав свою ответственность за другого человека.
Перерождение героя не происходит одномоментно. Первоначально им движет всё то же озверелое желание вершить справедливость. Но когда он встречается лицом к лицу с «матерью-детоубийцей», понимает: не ко всему в жизни можно подойти с одним мерилом. И находящаяся на краю эмоциональной пропасти женщина становится его исповедником.
— Говорить хочу. По душам, — возможно, впервые в жизни вымолвит персонаж Гуськова.
Он спасает чужую жизнь взамен той, что когда-то отнял у другого, а заодно и себя — от эмоциональной смерти. И теперь оба спасённых связаны негласной клятвой. Обжегшись, женщина должна завести семью, родить и поставить на ноги детей, а он — найти мир и гармонию в себе, обрести подлинную радость любви и примириться с дочерью.
В фильме есть ещё один герой помимо Русанова, едва ли менее главный — Природа. А шире — Мироздание, на фоне которого фигура борющегося за свою жизнь человека выглядит песчинкой. Тем самым задаётся философский масштаб происходящего: не человеку вершить закон в этом мире. И каждому следует задуматься о том, как относиться ко всему живому вокруг.
Сгусток проблем, затронутых в фильме, безусловно, широк. И они переданы на экране с большой эмоциональной силой. Здесь и блестящая игра Алексея Гуськова и Натальи Маркиной, и прекрасная операторская работа в сочетании с великолепными природными панорамами, и оцененное временем произведение, ставшее основой сценария. Благодаря такому арсеналу каждый увидит в Трофиме Русанове себя — человека, ищущего смысла.
«Находка» подсказывает то направление для кинематографа, которое должно стать перспективным в будущем. Это то кино, ради которого в кино захочется прийти зрителю думающему и желающему сопереживать. Желающему вместе с героем пройти его путь, пережить его боль и увидеть вместе с ним рассвет нового дня. И оказаться в конце концов наедине с собой, чтобы задать себе те вопросы, которые рано или поздно жизнь ставит перед каждым из нас.
***
Ещё один показ фильма «Находка» по просьбам зрителей пройдёт в кинозалах ЦУМа 29 декабря в 18.50.