Пять экспонатов, пять историй

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2015/12/627_d1082.jpg

Первое такое издание приурочено к 45-летию музея и рассказывает о его истории в статьях опытных сотрудников. Тираж книги — 200 экземпляров, напечатала её типография Севмаша. В ходе презентации ведущие Любовь Карпова и Анастасия Цветкова несколько отошли от страниц издания и посвятили время историям о том, как экспонаты находят свои места на витринах, на что порой приходится идти, чтобы их раздобыть. Расскажем пять самых интересных.

Состоялась презентация книги «Музей для города»

 

Котёл из Ягринлага

В 80-е годы в краеведческом музее решили сделать выставку о Ягринлаге.

— Пришло время, когда это стало возможно, — заметила директор музея Валентина Стурова. — Перестройка, гласность. Архивы КГБ немножко приоткрылись.

Но, несмотря ни на что, контроль продолжался, и в одну из экспедиций Валентина Ивановна поехала вместе с сотрудниками КГБ. Это было путешествие на полуостров напротив деревни Солза. Со времён лагеря там сохранился барак усиленного режима. Переправившись на маленькой резиновой лодочке на полуостров, «искатели» едва не были сбиты с ног чайками: у тех как раз начался период гнездования. Прошли немного по острову, а там землянки, печки-времянки — чего только нет. Тогда-то директор музея и увидела котёл, в котором заключённым лагеря варили еду. «Как хотите, я без него отсюда не уеду!» — заявила Валентина Ивановна. Пришлось сотрудникам КГБ прийти на помощь — погрузить 40-килограммовый котёл в лодку и доставить в музей.

 

Дверь или мостовая?

Монастырская дверь XVII века считается одним из уникальнейших экспонатов музея. Её Валентина Ивановна обнаружила совершенно случайно. Однажды ей удалось уговорить бывшего сотрудника КГБ позволить ей вблизи посмотреть на Николо-Корельский монастырь и прогуляться по его территории. Приехав туда именно в распутицу, Валентина Ивановна поняла, что ей несказанно повезло. На земле в грязи она обнаружила старинную монастырскую дверь, которую находчивые северодвинцы использовали в качестве… мосточков. Как и в истории с котлом, Валентина Ивановна отказалась уезжать без двери и оставлять её для дальнейшей уличной эксплуатации. Экспонат привезли в музей, очистили и заботливо хранят по сей день.

 

Агитчайник

Во время экспедиции в Мечку музейные работники хранили свои будущие экспонаты у одной из местных жительниц. Именно у неё дома Елена Луцковская и заметила этот уникальный чайник 1920—1930-х годов. Чайник не простой, сделан из так называемого агитационного фарфора. Агитационный фарфор — один из передовых видов искусства постреволюционных лет. Его главное отличие — в нанесении на фарфоровую посуду различных советских лозунгов. Найти такой фарфор — мечта любого коллекционера. На этом, например, напечатано: «Все в культпоход!». В семье, где находился чайник, по назначению его не использовали и вообще, похоже, ценности не понимали — там хранили гвозди. Стала Елена Фёдоровна просить хозяйку отдать чайник для музея, а та не соглашается: чайник этот принадлежит свекрови. Только в последний день сдалась: «Ладно, девка, отдам я тебе чайник!». Теперь это один из интереснейших музейных экспонатов.

 

Библия первого русского книгопечатника

А с этим предметом в музее связана загадочная история. Библию 1581 года хранителям музея отдал в дар Иван Мамонов, проживавший в деревне Новое Лукино. При передаче книги Иван сообщил, что Библия эта из печатни Ивана Фёдорова — первого русского книгопечатника. Но как это докажешь? Только спустя какое-то время Татьяна Поздеева обнаружила, что волею судеб в библиотеке музея оказалась книга «Художественное наследие Ивана Фёдорова». Благодаря ей и удалось доказать подлинность Библии.

 

Семейный самовар

Самовар семьи Любови Карповой оказался в музее ещё за девять лет до того, как сама Любовь Владимировна стала здесь работать. Однажды, приехав в деревню на остров Княжестрово, она застала настоящую семейную ссору: мама с папой что есть мочи ругали бабушку. Оказывается, она разрешила совершенно чужим людям, которые оказались работниками музея, пожить в её доме и вдобавок ко всему подарила им старинный самовар. А потом жизнь привела Любовь Владимировну работать в краеведческий музей — прямиком к семейному самовару. «Вернёшь хоть самовар в семью», — напутствовали родители. Но это оказалось невозможно — он навечно передан на хранение Российской Федерации.

 

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Декабрь 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архив записей