Живые «Мёртвые души»

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2015/12/515_d1082.jpg

Спектакль «Мёртвые души» стал самым ожидаемым событием 79-го творческого сезона Северодвинского драматического театра. И это неспроста: режиссёр белорус Антон Гришкевич в прошлом году пришёлся северодвинской публике по душе изящной и трогательной постановкой пушкинской «Метели». И было бы просто грешно не дать ему сделать ещё один спектакль. Гришкевич сразу взялся за дело основательно, выбрав в качестве литературной основы спектакля неплохую инсценировку гоголевских «Мертвых душ» своего земляка киносценариста и драматурга Андрея Курейчика.

Основная работа над постановкой шла летом, и, судя по отзывам занятых в ней актёров, это была настоящая потовыжималка. Потраченные усилия даром не прошли. То, что мы увидели на выходе, оправдало и превзошло все ожидания. Стало очевидно, что постановка классических произведений русской литературы в современном контексте — конёк Гришкевича.
Яркий, стильный, вкусный, многопластный спектакль — данных эпитетов явно недостаточно. Это, пожалуй, лучшая постановка театра со времён «Самоубийцы» и «Заповедной зоны» — горячо любимых театральной публикой работ режиссёра Михаила Апарцева. С первым, кстати, «Мёртвые души» роднит сильный социально-политический подтекст. «Самоубийца» вышёл в свет весной 2012 года, когда вовсю бушевали политические страсти, недавно прошли выборы президента России и Госдумы. Но если там режиссёр стрелял в зал убийственной политической сатирой, то в «Мёртвых душах» акценты расставлены хитрее, более завуалированы. Да и полотно темы растянуто куда более широко, от социально-политического берега спектакль прибивает к философскому.
Гришкевич ничего не изменил в гоголевском тексте, однако спектакль благодаря гениальности поэмы Николая Васильевича и, конечно, удачным режиссёрским решениям идеально ложится на современную российскую действительность. Карикатурные образы чиновников живые и отвратительные. Кстати, дух Гоголя не только незримо присутствует в спектакле — в небольшой мизансцене к нам выходит вполне осязаемый Николай Васильевич в исполнении Павла Варенцова. Секундная, но как она показательна.
Большая заслуга актёрской труппы в создании столь выпуклых характеров. Ни один актёр, ни один образ не выпадают из стройного режиссёрского замысла! Ни одной неудачной работы — просто поразительно, насколько точно труппа создала целую галерею острохарактерных героев. Коробочка (Анна Венгерович), Манилов (Данил Овинников), Ноздрёв (Вадим Мизин), Плюшкин (Николай Кабуркин), Губернатор (Павел Варенцов), Прокурор (Сергей Черноглазов) и другие — рисунок роли каждого персонажа продуман до мелочей. Замечательное режиссёрское решение — представить Собакевича не мужчиной, а женщиной, его супругой, под тем соусом, что муж умер (от обжорства, надо полагать). Исполнительница роли Людмила Поваляшко справилась на ура. И кажется, что такую сложную работу актёры выполняют легко, играючи. Активно резвятся, обыгрывая сочный гоголевский текст.
Труппа вообще универсальна в спектакле. Главный герой здесь, как и у Гоголя, народ — серая неопределённая живая масса, большую часть сценического времени снующая туда-сюда. Из этой массы по ходу действа выделяются или снова с ней сливаются отдельные личности. То крепостные крестьяне, живые или мёртвые души, то первые лица города NN в щегольских сюртуках и манишках. Разные облики и интерпретации, но «народ и партия едины». Потому и играют крестьян, помещиков, чиновников одни и те же актёры.
А вот Чичиков в блестящем исполнении Владимира Кулакова — личность, обособленная от толпы, яркая индивидуальность. Личность умная, смекалистая, хитрая, изворотливая. Он, конечно, не Антихрист, Наполеон или Робеспьер, в чём его подозревают в городе NN. Но, несомненно, дьявол-искуситель, не зря же появляется на сцене из люка, как будто из геенны огненной. Цинично-ироничная манера исполнения Кулакова удачно сочетается с особенностями характера персонажа.
Спектакль купается в символах и метафорах. Очень удачная идея — декорация в виде длинных заборов по бокам сцены, упирающихся в зал (сценография Дениса Стальмакова). Вещь, кстати, многофункциональная. С одной стороны, это образ-символ. Глухой стеной власть отгородилась от народа. С другой — элемент театра теней. На фоне забора в некоторых сценах проглядывают тёмные силуэты, бесплотные, безгласные. Одним словом, души. По ходу действа герои всё время куда-то едут, скачут, прямо как на тройке с бубенцами, катают колёса на палке. Веет от этого ощущением безысходности, замкнутого круга жизни, метафорически отображаются темы неизменности судьбы простого народа при любых режимах, реформ, которые вот уже не одно столетие идут и никак не могут закончиться. В спектакле также много интересных моментов, иронически подчёркивающих происходящее на сцене. Вот хотя бы бьющая в барабан актриса Людмила Поваляшко с повязкой а-ля Кутузов — как раз в тот момент, когда Чичиков в безумных фантазиях чиновников предстаёт Наполеоном. Музыкальная тема достойна отдельного восхищения, она подчёркивает всю вековую боль и радость русского народа, его надежды и чаяния. И «Кони привередливые» Владимира Высоцкого, и народная «Калинка», и «Эх раз, да ещё раз» в исполнении Григория Лепса.
Хочется сказать лишь одно: браво!

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Декабрь 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архив записей