Гладко было на бумаге

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2015/11/459_d1082.jpg

20 ноября в жизни Александры Мовчан произошло долго-жданное событие. В управлении муниципального жилищного фонда администрации Северодвин-ска она получила документы на однокомнатную благоустроенную квартиру в доме на улице Гагарина, которая положена ей как сироте. Сказать, что Александра была рада, значит не передать и половины всей гаммы испытанных чувств.

Обеспечение жильём детей-сирот споткнулось о суровость закона о госзакупках

 

— Нам показывали квартиру, но когда мы ходили её смотреть, не было ощущения, что она наша. Как в магазине смотришь на что-то и понимаешь, что эта вещь может быть твоей. А сейчас совсем другое дело, всё внутри поёт, — сказала Александра Мовчан.

Этого счастливого момента Саше пришлось ждать два года. Вместе с семьей: Александра вышла замуж и родила очаровательного малыша. Семейный быт налаживали в съёмном жилье. Но теперь это в прошлом. Вечером того же дня семья переехала в свою квартиру.

Увы, не всегда государство, обещая помочь людям, оперативно и максимально полно выполняет взятые на себя обязательства.

К этому добавляются и некоторые, также не способствующие решению проблемы, местные обстоятельства. Почему обеспечение жильём детей-сирот превратилось в трудноразрешимую задачу, пояснил начальник финансового управления администрации Северо-двинска Александр Дураков:

— Выделение жилья для детей-сирот отнесено к полномочиям областного правительства. Муниципалитет выступает в качестве непосредственного исполнителя и на приобретение квартир получает деньги из федерального и регионального бюджетов. Наша задача — организовать и провести конкурсные процедуры. Этот процесс, предусмотренный федеральным законом о госзакупках № 44, таит в себе несколько сложностей, из-за которых решение проблемы затягивается. Трудности возникают у физических лиц, которые, в принципе, готовы продать квартиры (покупателем является муниципалитет, который затем передаёт жильё сироте). Первая сложность: время, затрачиваемое на проведение конкурса. От момента его объявления до подведения итогов проходит два-три месяца. Понятно, что далеко не все продавцы готовы столько ждать. К тому же одно- и двухкомнатные квартиры всегда пользуются спросом, а потому их хозяевам выгоднее без дополнительных условий продать квадратные метры обычным горожанам, а не муниципалитету.

Вторая: гражданину для участия в аукционе необходимо оформить и приобрести электронную цифровую подпись. Это обойдётся в 15—20 тысяч рублей. Причём в случае победы на конкурсе эти деньги никак не компенсируются.

Третья сложность: продавец должен внести задаток в размере 10% от стоимости квартиры. То есть единовременно найти до 150—200 тысяч рублей. Они потом будут возвращены, но далеко не у всех есть такие свободные средства. Вот и не приходится удивляться тому, что заявок на участие в аукционах чаще нет, чем есть.

Не помогает разрешить ситуацию и сотрудничество администрации с агентствами недвижимости. По словам Александра Леонидовича, переговоры со всеми риэлторскими фирмами проведены, но беда в том, что у фирм, как правило, нет собственного фонда жилья. В большинстве случаев агентства выступают лишь посредниками между продавцом и покупателем. Крайне редко они выкупают квартиры «на себя» для дальнейшей реализации после ремонта и т.п. Да и для внесения задатка не все агентства располагают необходимым объёмом свободных средств.

— Может, тогда лучше напрямую работать со строителями, договариваясь с ними о выкупе нескольких квартир в новостройках? А чтобы зодчие нашего города были уверены в непоколебимости намерений муниципалитета, выдавать им гарантийные письма? — спросили мы у Александра Дуракова.

— Диалог с застройщиками мы ведём постоянно. В принципе, они не против работать с нами, продавая муниципалитету сразу по несколько квартир. Но тут есть другая проблема: остальные собственники квартир опасаются некомфортного соседства. То есть строители переживают, что могут возникнуть сложности при продажах остальных квартир. Никто не делает никаких обобщений, но, как говорится, из песни слов не выкинешь, печальный опыт затяжного праздника жизни части новосёлов-сирот присутствует, — ответил Александр Леонидович.

На практике с учётом вышеизложенных нюансов процесс приобретения жилья для сирот выглядит следующим образом: в 2014 году процедуры закупки пришлось проводить 50 раз, а приобретено было всего семь квартир. В этом году по результатам 23 процедур куплено восемь квартир.

Переходим к следующему препятствию — финансам. Объём выделяемых на один год федеральным и областным бюджетами средств составляет сумму, достаточную для покупки только 10, максимум 12 однокомнатных квартир. Тогда как в Северодвинске в очереди стоит более 100 человек. При сохранении статуса-кво в размерах ежегодного финансирования на расселение «посчитанных» сирот потребуется десять лет. Но мы с вами прекрасно понимаем, что на смену получившим жильё приходят другие нуждающиеся.

Для справки: средняя стоимость одного жилища, приобретаемого для ребёнка-сироты, площадью 25—30 квадратных метров составляет порядка 2 миллионов рублей.

О том, как можно ускорить процесс обеспечения жильём детей-сирот, чиновники и сотрудники прокуратуры говорили 17 ноября на межведомственном совещании. Око государево отметило, что принимаемые администрацией города меры дают положительный результат. Например, в этом году на аукционы вышел застройщик, который продал сразу пять квартир необходимой площади.

Что касается других вариантов решения проблемы, то, как доложил начальник правового управления администрации Александр Постников, в других областях региональное законодательство позволяет расходовать выделяемые средства не только на приобретение квартир, но и на их строительство.

Учитывая опыт коллег, мэрия Северодвинска выступила с инициативой внести соответствующее изменение в областной закон. Если оно будет принято, то у муниципалитетов появится возможность построить целые дома с квартирами необходимой площади и отделкой. И тем самым ускорить процесс выделения жилья сиротам. Спроектировать здание, состоящее преимущественно из столь необходимых однокомнатных квартир, трудности не представляет. Прокуратура обещала поддержать представителей администрации в этом начинании.

 

Когда верстался номер

Стало известно, что мэр Северодвинска Михаил Гмырин направил губернатору Архангельской области Игорю Орлову специальное обращение по указанной проблеме. Аналогичный документ послан в областное Собрание депутатов. Цитируем выдержки из текста письма:

«Действующее законодательство Архангельской области не даёт возможности органам местного самоуправления муниципальных образований в рамках осуществления государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений осуществлять строительство многоквартирных жилых домов, а также заключать договоры участия в долевом строительстве… Вместе с тем практика показывает, что процедура закупки жилья для детей-сирот на вторичном рынке является неэффективной. Прежде всего это связано с ограниченным кругом предложений на рынке вторичной недвижимости. Основными потенциальными поставщиками жилых помещений являются граждане, которые в силу объективных причин (сложность процедуры участия в торгах, наличие определенных требований к участникам торгов и т.д.) не имеют возможности участвовать в муниципальных закупках…

Полагаю целесообразным изложить п. 1 ч. 2 ст. 46 закона Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ … в следующей редакции:

«1) формирует специализированный жилой фонд для детей-сирот путём строительства, приобретения, в том числе путем участия в долевом строительстве, жилых помещений».

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Ноябрь 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

Архив записей