Преодоление по имени «Тайбола»

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2015/11/410_d1082.jpg

Фестиваль «Тайбола» не даёт себя забыть северодвинцам. И не только фотографиями, которые нет-нет да и пересмотрят побывавшие на мероприятии горожане, но и новыми победами: её автор, вдохновитель и «локомотив» Илья КУЗУБОВ не так давно стал победителем национальной премии «Я — гражданин».

Быть ли новому фестивалю будущим летом?

 

«Тайбола» рядом

Четвёртая «Тайбола», которая оставила после себя на онежском берегу Белого моря гигантских насекомых, а в памяти участников необычные впечатления, сейчас свёрнута, собрана, сложена и зимует в гараже: знаменитые архитектурные формы фестиваля (например, Яранга солнца) ждут своего пятого лета и пятого сезона. Работа над новой «Тайболой», по словам Ильи Кузубова, ещё впереди, а в этот краткий перерыв между июлем и ноябрём Яранга солнца не раз появлялась в Северодвинске — на Дне города, на ягринском пляже в день субботника на берегу моря, соратники по «Тайболе» прибрали и Театральное озеро по пр. Труда и установили здесь к уже существующей скамейке удивительный флигель. Наверное, по нему можно гадать, в какую сторону занесёт ветром следующий арт-фестиваль.

Шутки шутками, но подготовка и проведение мероприятия — это огромный, длительный, очень разноплановый и нелёгкий труд: от написания проекта и поиска финансов до монтажа оборудования, от организации волонтёрских встреч до выбора нового берега фестиваля, от ведения групп в социальных сетях и составления пресс-релизов до организации автобусных перевозок, от переговоров с музыкантами до плотницких работ…

Вместе с Ильёй год за годом фестиваль творит команда его друзей. Что заставляет их, окончив один фестиваль, думать о следующем?

 

Айсберг под Кузубовым

— Человек 20—30 можно назвать, — говорит Илья Кузубов о костяке фестиваля, тех, кто уже четыре года полностью проходит путь его создания. — Фёдор Медведев, Евгений Подосёнов, Ульяна Тюпышева, Александра Шумилова, Андрей Шеркунов, Виталий Зубов, Алексей Исаков, Даниил Власов, Александр Менухов, Павел Иванов, Дарья Адеева, Анна Ким, Ольга Серова, Лилиан Нитрис, Клара Джафарова, Александр Мокеев, Николай Терентьев, Василий Ванин, Ирина Корякина, Николай Выморков, Диана Строганова, Виталий и Дарья Карачёвы и весь коллектив «Змей Радуга». Боюсь, что если не упомяну всех, обидятся. На пике и 200 человек работают над фестивалем. Я не всех даже лично и знаю: часто приезжают люди из Питера, из Москвы, которые трудятся в течение недели и уезжают, кто-то приезжает на один день, кто-то на целый месяц, кто-то в течение года мне помогает. В волонтёрском лагере у нас много иногородних. У нас скорее рост числа помощников не из числа северодвинцев и архангелогородцев, а из Москвы всё больше людей приезжает.

— Они всё это делают бесплатно, четыре года подряд вкладывают свои силы. Что их держит?

— Приключение. Возможность что-то сделать своими руками. Я, конечно, понимаю, что не все разделяют мои идеи по-настоящему, до конца. Но мне кажется, людей привлекает сотворчество, желание изменить ситуацию в лучшую сторону. А дальше уже кто за чем приехал: за опытом, за новыми знакомствами.

Понятно, что с каждым разом у всех встаёт вопрос, а зачем мы это делаем, ведь у нас нет зарплат. Но если всем дать зарплату, то наших скудных бюджетов, которых и так регулярно не хватает, не хватит совсем ни на что. Такое мероприятие не бесконечное, оно может просуществовать какое-то время. Хотелось бы, чтобы это было хотя бы пять лет — это красивая цифра, пятилетка.

 

Новый формат?

— Если будет существовать «Тайбола», то в какой-то другой, постоянной форме, как лэнд-арт-парк или арт-резиденция. Было бы здорово, если бы область заинтересовалась нашим фестивалем, чтобы она заложила на него не грантовые средства, а выделила постоянное финансирование, потому что конкурсы не дают никаких гарантий, что мы их выиграем, а средства нужны от миллиона и выше. Создание проектов на каждый конкурс — это отдельная бумажная война. Подготовка отчётов после фестиваля — ещё одна война. На это тоже уходят силы, а их должно хватить и на решение других вопросов. Например, таких очень простых, как из одного гаража с фестивальным скарбом переехать в другой гараж, из подороже снять подешевле. Какие-то такие очень насущные вопросы.

И один из них — долги. Денежная премия, которую получил гражданин Кузубов, как раз и уйдёт на то, чтобы рассчитаться по ним. Вообще финансирование в организации любого дела — основополагающий момент.

— Сейчас начинаются первые конкурсы, которые можно выиграть, чтобы получить бюджет. Несмотря на всё добровольчество, фестивалю нужен определённый бюджет, а конкурс — это лотерея, приходится участвовать в них в большом количестве, чтобы хоть что-то собрать. И даже если выиграть финансирование, это не гарантирует, что средства придут вовремя. Одно дело, когда они в сентябре есть, и другое дело, когда в июле. Зачем они мне в июле, если фестиваль уже закончился? Конечно, мы отдаём долги, которые заняли на проведение. Но если хочется развития, то требуются другие условия.

Поэтому только постоянный формат с постоянной поддержкой, пусть небольшой, может сохранить «Тайболу» для северян.

 

Волонтёрство и сотворчество

— Фестиваль условно делится на две части: тех, кто приехал сам по себе и находился в палатках, практически не участвуя в мероприятиях, и тех, кто жил фестивалем.

— Мы, конечно, стараемся для тех, кто интегрируется в фестиваль. Просто посидеть в палатках можно в любом другом месте, а мы привозим артистов, мастеров, организуем мастер-классы, конкурс арт-объектов, даём возможность самовыразиться, чему-то научиться. Наш фестиваль для открытых людей, которые взаимодействуют с фестивалем и с природой, вливаются в команду. Многие люди, побывав впервые, приезжают в следующий раз уже помощниками. И это одна из идей фестиваля — активация нашего населения, пробуждение.

У нас каждому найдётся работа, она никогда не кончается. И тут нужна инициатива от человека, опыт, чтобы принимать самостоятельные решения на благо фестиваля, потому что думать за каждого у меня не получится, тогда проще сделать самому. У нас есть волонтёрские анкеты, можно их заполнить и просто присоединиться к совместной работе.

 

Мир, который построили они

— Лицо «Тайболы» — объекты, которые появляются на территории. У них заметен единый стиль, словно кто-то создал этот мир из своей фантазии, как будто воображариум стал реальностью, возникнув из веток, брёвен, досок, шишек. Кто автор этого фантастического мира?

— Визуальный дизайн локаций, многие эскизы — это идеи северодвинского художника Александра Менухова. Объекты друг на друга похожи, может быть, ещё из-за материала — плавника. В конкурсе арт-объектов мы задаём каждый год новую тему, но участники её не всегда соблюдают. В этом году была тема микрокосмос — мы предложили вдохновляться миром насекомых, цветов, подводных растений, раковин морских. Мы ждали какие-то более абстрактные конструкции, но все подошли очень конкретно, так и появились гигантские богомол, комар, одуванчики… Но главное, в этом году сработала наша идея о том, что творить может каждый, и объектов действительно было много.

— Ну а как находятся такие удивительные места, как деревня Ворзогоры? Может быть, это самое сложное в «Тайболе» или, наоборот, самое приятное?

— На самом деле это самое приятное в фестивале. Приехать в первый раз с друзьями с маленькой разведкой — это совсем не сложно, можно даже пешком прийти. Находятся места просто: по спутниковой карте мы изучаем сетку дорог, пляжи, какие нас могут вместить. Потом едем и смотрим. Конечно, есть наводки: например, остров Марилов в Холмогорском районе (здесь проходила третья «Тайбола») нам подсказали. В нём нас привлекло то, что это остров, а значит, можно контролировать поток людей. Каждый раз фестиваль сознательно выбирается за какой-то водной преградой, потому что «Тайбола» — это всё-таки путь, и хочется, чтобы люди пришли в идеале на своих двоих с рюкзаком за плечами. У нас фестиваль туристический, походный, как у романтиков 70-х, как у геологов.

Помогают друзья: Николай Терентьев — видеомонтажёр и звукорежиссёр наших фильмов — увлекается монопоходами, в том числе по берегу Белого моря. Это наши глаза и первый разведчик. Фотограф Илья Бармин, который много путешествует по области, делится информацией. Наш друг и активист Андрей Шеркунов часто бывает в деревне Летний Наволок и все транспортные доступности от Северодвинска до Летнего Наволока знает не понаслышке.

Я далеко не во всех местах был, потому что занят административной, подземной, какой-то невидимой работой, которая не всем и интересна. С удовольствием бы всё это бросил и пошёл пешком.

 

Гуманитарная миссия

— У деревни Ворзогоры Онежского района, где в этот раз возникла «Тайбола», очень живописные места. Те, кто добрался до них, не пожалели. В остальное же время, получается, только очень немногие люди наслаждаются этой красотой, те, кто здесь живёт постоянно.

— Получается так. И я очень рад, что многие северодвинцы и архангелогородцы узнали и про город Онегу, и про Ворзогоры, а онежане, которые всю жизнь жили на своём, правом, берегу, наконец-то побывали на левом, увидели все эти деревни: и Поньгу, и Ворзогоры, и Легашевскую Запань.

Местные жители в абсолютном своём большинстве рады, что мы были там. На тех 25 «волшебных» километрах на левом берегу, которые все особенно ругали, были пять или шесть огромных луж, в которых по пояс воды было, и переезжать их — значит, утопить машину, если у вас не «буханка», или сломаться. За неделю до фестиваля приехали КАМАЗы, отсыпали их, укатали. Это случилось, и это замечательно. С «Тайболой» и извозчики денег заработали, и паром, и магазины. Но самое главное — это культурное движение, которое туда пришло и всех встряхнуло. Я думаю, что это была своего рода гуманитарная миссия.

Грустно порой читать отзывы, что людям не хватило на фестивале комфорта. Понятно, что в этот раз из-за погоды фестиваль стал в какой-то мере преодолением. Понятно, что все хотят комфорта, чтобы всё было налажено, но мы же не супер-пупер-структура, где огромные бюджеты, иерархия, должностные обязанности, технические задания, — всё это не про нас. Не знаю, к сожалению или к счастью. Фестиваль — это не путёвка, где всё включено. Конечно, многим не понравилась дорога до Онеги, но, с другой стороны, целый район живёт с этой дорогой, и деревни живут на левом берегу… И, согласитесь, не это главное в «Тайболе».

***

Илья Кузубов: «Я ни одного фестиваля не видел как зритель: на первом засыпал от усталости где только можно, на втором гонял маргиналов…»

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Ноябрь 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

Архив записей