Форум СМИ Северо-Запада в этом году проходил в Доме радио на Итальянской улице. Журналистам из 11 регионов представилась возможность побывать в одном из символов Санкт-Петербурга, где выступала Ольга Берггольц, записывал произведения Дмитрий Шостакович, откуда в блокадные дни вещало Ленинградское радио. Отрадно, что историческое здание в центре Петербурга сохранилось для потомков, а не было продано под торговый центр, как многие другие.
Непростой разговор на XIII Форуме СМИ Северо-Запада в Петербурге
Даёшь свой бренд!
Форум, организатором которого выступает Ассоциация СМИ Северо-Запада, начался с представления регионами своих туристических возможностей. У стенда Псковской области гостей встречал колоритный князь Рюрик — родоначальник царской династии, Республика Коми позиционировала себя как родина лыж, а Вологодчина удивляла гостей целой коллекцией знаменитых брендов. Это и сливочное масло, и ажурное кружево, и родина Деда Мороза. Ко всему этому активные журналисты «забронировали» для себя букву «О» — ей, отличающей фирменный вологодский говорок, есть даже памятник на одной из улиц города. Ярко заявил о себе и Ненецкий автономный округ, представляя возможности арктической рыбалки и охоты, гонок на оленьих упряжках и снегоходах. У стенда был разбит настоящий чум, можно было угоститься колбасой из оленины и травяным чаем. Наша Архангельская область представила свои изюминки — это деревня Норинская, где проходил ссылку Иосиф Бродский, туристический и горнолыжный центр Малиновка в Устьянском районе и, конечно, Соловки.
Закрываются издания
А вот дальше разговор проходил на минорных нотах. Совсем недавно закрылись старейшие газеты северной столицы «Вечерний Петербург», «Смена» и «Невское время». В зале присутствовали главред «Невского времени» Михаил Иванов и уволенные журналисты. Дело в том, что активы «Балтийской медиа-группы», куда входят эти издания, перешли под управление главы инфохолдинга «News Media» Арама Габрелянова (телеканал Life News). Новый руководитель объяснил коллективу, что закрытие связано с экономическими трудностями. Издание газет, особенно сейчас, когда выросли цены на бумагу и печать, является делом убыточным. Кстати, не так давно в Петербурге были закрыты агентство «Балтинфо» и ТВ-канал «100ТВ». Печальные факты. Что уж говорить о сложностях в небольших региональных СМИ.
Ограничения в законодательстве о рекламе привели к снижению рекламного рынка в стране почти на 50%, около 40% торговых павильонов, торгующих печатной продукцией, закрылись за последние годы. Стоит ли удивляться печальной тенденции уменьшения тиражей?
С другой стороны, какую задачу должны решать современные СМИ? Заострять внимание на скандалах и скабрезных темах, зарабатывая рейтинги и тиражи, обеспечивая прибыль учредителю? Или служить человеку, не ставя главной задачей зарабатывание денег? Присутствующая на круглом столе декан факультета журналистики Санкт-Петербургского университета Людмила Громова просила разделять рынок и СМИ, а значит, пиар (это обслуживание клиентов) и журналистику (с высокой общественной миссией). Председатель Союза журналистов Ленинградской области Людмила Фомичева привела примеры, когда журналистика помогала решить крупные городские проблемы: так, урбанистичный Охта-центр не появился в историческом центре Петербурга только после громких выступлений в СМИ. Это и есть действенность журналистики, оправдывающей своё громкое звание четвёртой власти.
Вывод был сделан такой: газеты будут существовать — для своего читателя. Ведь известно, что бумажные газеты читают вдумчиво, делая выводы и обобщения, в отличие от беглого просмотра интернет-сообщений. Согласно последним исследованиям, информация, которую вы почерпнули из газет, запоминается лучше, чем в интернет-версии, более высока и степень доверия. И сегодня не числом подписчиков сильна газета, а своим нравственным влиянием. Тем не менее нужно ориентироваться и на более молодую аудиторию, развивая интернет-версию.
Хорошо ли жить в СЗФО
Интересной была и встреча журналистов с полномочным представителем президента в Северо-Западном федеральном округе Владимиром Булавиным. Полпред оценил состояние дел в округе:
— Ситуация на рынке труда стабильная, несмотря на то, что в некоторых регионах произошёл рост безработицы. Экономике нужны серьёзные изменения, и в первую очередь в вопросе импортозамещения. Говорить о результатах пока рано, но очевидны направления, по которым необходимо работать. Так, в некоторых продуктовых магазинах до 90% продуктов на прилавках — отечественного или местного производства, но, как правило, из привезённого сырья. Поэтому нужно поддерживать сельхозпроизводителей.
Привел В. Булавин невесёлую статистику, связанную с увеличением числа преступлений. Если в 2014 году в СЗФО их было совершено 200 тысяч, то за 9 месяцев этого года — уже 165 тысяч, причём идёт рост тяжких преступлений, совершённых в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Вопросы журналистов касались широкого круга тем: сохранения пригородного железнодорожного сообщения — этот вопрос, по словам полпреда, решён, а также борьбы с коррупцией (на примере громких дел руководителей Республики Коми). Владимир Иванович озвучил такую цифру: из суммарного бюджета СЗФО в 985 млрд. рублей почти половина — около 500 млрд. — вращается на закупках для государственных или муниципальных нужд, а также нужд госпрограммы вооружений. Поэтому так важно исключить возможность коррупции в этой сфере. Также Владимир Булавин отметил, что дан старт развитию проекта «Белкомур», который непосредственно связан с нашей областью.
Шла речь и о ремонте автомобильного моста, соединяющего Северодвинск и остров Ягры. Этой теме будет посвящена одна из следующих публикаций.
Продаём площадь, а не репутацию
Есть ли взвешенная государственная политика в отношении СМИ? Это стало основной темой во время дискуссионного телеклуба с участием губернаторов Архангельской области Игоря Орлова, Калининградской области Николая Цуканова и Ленинградской области Александра Дрозденко.
Губернаторы были едины во мнении: поддержка СМИ — это часть госполитики в области информирования населения. Иначе как граждане смогут узнать о работе органов власти? В каком районе строится новый детский сад? Какие нововведения в законодательстве? При этом издания не могут скатываться до явного пиара власти, а должны быть объективным зеркалом, отражающим общее положения дел. И журналисту никто не запрещает высказывать свою точку зрения.
— Покупайте наши квадратные сантиметры, но не нашу лояльность! — высказывали своё мнение журналисты. — Давайте будем писать не только о торжественном открытии шоссе с обязательной красной ленточкой, но и сигнализировать о тех местах, где дороги в ужасном состоянии.
Пишущая братия и чиновники пришли к выводу: нужна единая госполитика в отношении СМИ. Приводили такие примеры: театр получает финансирование от власти как учреждение культуры и при этом продаёт билеты зрителям, сельхозпроизводители тоже получают поддержку, но и покупатель платит деньги за продукцию. Почему же такой продукт труда многих людей, как газета, не может получать бюджетную «подпитку»?
Сегодня существуют разные формы поддержки: это субсидии на возмещение части затрат на бумагу и печать, на доставку. Но эти правила должны быть едины для всех субъектов РФ и доступны для большинства медиа. И всё же главное, что спасёт СМИ, — это узнаваемый бренд, востребованный у читателя (телезрителя), и профессиональные журналисты, честно выполняющие свою работу.
«Северный рабочий» долгие годы как раз старается придерживаться этих принципов.