Газету не задушишь, не убьёшь?

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2015/11/73_d1082.jpg

Форум СМИ Северо-Запада в этом году проходил в Доме радио на Итальянской улице. Журналистам из 11 регионов представилась возможность побывать в одном из символов Санкт-Петербурга, где выступала Ольга Берггольц, записывал произведения Дмитрий Шостакович, откуда в блокадные дни вещало Ленинградское радио. Отрадно, что историческое здание в центре Петербурга сохранилось для потомков, а не было продано под торговый центр, как многие другие.

Непростой разговор на XIII Форуме СМИ Северо-Запада в Петербурге

Даёшь свой бренд!

Форум, организатором которого выступает Ассоциация СМИ Северо-Запада, начался с представления регионами своих туристических возможностей. У стенда Псковской области гостей встречал колоритный князь Рюрик — родоначальник царской династии, Республика Коми позиционировала себя как родина лыж, а Вологодчина удивляла гостей целой коллекцией знаменитых брендов. Это и сливочное масло, и ажурное кружево, и родина Деда Мороза. Ко всему этому активные журналисты «забронировали» для себя букву «О» — ей, отличающей фирменный вологодский говорок, есть даже памятник на одной из улиц города. Ярко заявил о себе и Ненецкий автономный округ, представляя возможности арктической рыбалки и охоты, гонок на оленьих упряжках и снегоходах. У стенда был разбит настоящий чум, можно было угоститься колбасой из оленины и травяным чаем. Наша Архангельская область представила свои изюминки — это деревня Норинская, где проходил ссылку Иосиф Бродский, туристический и горнолыжный центр Малиновка в Устьянском районе и, конечно, Соловки.

 

Закрываются издания

А вот дальше разговор проходил на минорных нотах. Совсем недавно закрылись старейшие газеты северной столицы «Вечерний Петербург», «Смена» и «Невское время». В зале присутствовали главред «Невского времени» Михаил Иванов и уволенные журналисты. Дело в том, что активы «Балтийской медиа-группы», куда входят эти издания, перешли под управление главы инфохолдинга «News Media» Арама Габрелянова (телеканал Life News). Новый руководитель объяснил коллективу, что закрытие связано с экономическими трудностями. Издание газет, особенно сейчас, когда выросли цены на бумагу и печать, является делом убыточным. Кстати, не так давно в Петербурге были закрыты агентство «Балтинфо» и ТВ-канал «100ТВ». Печальные факты. Что уж говорить о сложностях в небольших региональных СМИ.

Ограничения в законодательстве о рекламе привели к снижению рекламного рынка в стране почти на 50%, около 40% торговых павильонов, торгующих печатной продукцией, закрылись за последние годы. Стоит ли удивляться печальной тенденции уменьшения тиражей?

С другой стороны, какую задачу должны решать современные СМИ? Заострять внимание на скандалах и скабрезных темах, зарабатывая рейтинги и тиражи, обеспечивая прибыль учредителю? Или служить человеку, не ставя главной задачей зарабатывание денег? Присутствующая на круглом столе декан факультета журналистики Санкт-Петербургского университета Людмила Громова просила разделять рынок и СМИ, а значит, пиар (это обслуживание клиентов) и журналистику (с высокой общественной миссией). Председатель Союза журналистов Ленинградской области Людмила Фомичева привела примеры, когда журналистика помогала решить крупные городские проблемы: так, урбанистичный Охта-центр не появился в историческом центре Петербурга только после громких выступлений в СМИ. Это и есть действенность журналистики, оправдывающей своё громкое звание четвёртой власти.

Вывод был сделан такой: газеты будут существовать — для своего читателя. Ведь известно, что бумажные газеты читают вдумчиво, делая выводы и обобщения, в отличие от беглого просмотра интернет-сообщений. Согласно последним исследованиям, информация, которую вы почерпнули из газет, запоминается лучше, чем в интернет-версии, более высока и степень доверия. И сегодня не числом подписчиков сильна газета, а своим нравственным влиянием. Тем не менее нужно ориентироваться и на более молодую аудиторию, развивая интернет-версию.

 

Хорошо ли жить в СЗФО

Интересной была и встреча журналистов с полномочным представителем президента в Северо-Западном федеральном округе Владимиром Булавиным. Полпред оценил состояние дел в округе:

— Ситуация на рынке труда стабильная, несмотря на то, что в некоторых регионах произошёл рост безработицы. Экономике нужны серьёзные изменения, и в первую очередь в вопросе импортозамещения. Говорить о результатах пока рано, но очевидны направления, по которым необходимо работать. Так, в некоторых продуктовых магазинах до 90% продуктов на прилавках — отечественного или местного производства, но, как правило, из привезённого сырья. Поэтому нужно поддерживать сельхозпроизводителей.

Привел В. Булавин невесёлую статистику, связанную с увеличением числа преступлений. Если в 2014 году в СЗФО их было совершено 200 тысяч, то за 9 месяцев этого года — уже 165 тысяч, причём идёт рост тяжких преступлений, совершённых в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Вопросы журналистов касались широкого круга тем: сохранения пригородного железнодорожного сообщения — этот вопрос, по словам полпреда, решён, а также борьбы с коррупцией (на примере громких дел руководителей Республики Коми). Владимир Иванович озвучил такую цифру: из суммарного бюджета СЗФО в 985 млрд. рублей почти половина — около 500 млрд. — вращается на закупках для государственных или муниципальных нужд, а также нужд госпрограммы вооружений. Поэтому так важно исключить возможность коррупции в этой сфере. Также Владимир Булавин отметил, что дан старт развитию проекта «Белкомур», который непосредственно связан с нашей областью.

Шла речь и о ремонте автомобильного моста, соединяющего Северодвинск и остров Ягры. Этой теме будет посвящена одна из следующих публикаций.

 

Продаём площадь, а не репутацию

Есть ли взвешенная государственная политика в отношении СМИ? Это стало основной темой во время дискуссионного телеклуба с участием губернаторов Архангельской области Игоря Орлова, Калининградской области Николая Цуканова и Ленинградской области Александра Дрозденко.

Губернаторы были едины во мнении: поддержка СМИ — это часть госполитики в области информирования населения. Иначе как граждане смогут узнать о работе органов власти? В каком районе строится новый детский сад? Какие нововведения в законодательстве? При этом издания не могут скатываться до явного пиара власти, а должны быть объективным зеркалом, отражающим общее положения дел. И журналисту никто не запрещает высказывать свою точку зрения.

— Покупайте наши квадратные сантиметры, но не нашу лояльность! — высказывали своё мнение журналисты. — Давайте будем писать не только о торжественном открытии шоссе с обязательной красной ленточкой, но и сигнализировать о тех местах, где дороги в ужасном состоянии.

Пишущая братия и чиновники пришли к выводу: нужна единая госполитика в отношении СМИ. Приводили такие примеры: театр получает финансирование от власти как учреждение культуры и при этом продаёт билеты зрителям, сельхозпроизводители тоже получают поддержку, но и покупатель платит деньги за продукцию. Почему же такой продукт труда многих людей, как газета, не может получать бюджетную «подпитку»?

Сегодня существуют разные формы поддержки: это субсидии на возмещение части затрат на бумагу и печать, на доставку. Но эти правила должны быть едины для всех субъектов РФ и доступны для большинства медиа. И всё же главное, что спасёт СМИ, — это узнаваемый бренд, востребованный у читателя (телезрителя), и профессиональные журналисты, честно выполняющие свою работу.

«Северный рабочий» долгие годы как раз старается придерживаться этих принципов.

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Ноябрь 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

Архив записей