MENU
В специализированном винтообрабатывающем производстве интересен каждый станок.
Фото Владимира Ковпака В специализированном винтообрабатывающем производстве интересен каждый станок. Фото Владимира Ковпака

23.10.2015 • Судостроение

С прицелом на будущее

На предприятии прошло выездное заседание правления регионального Союза журналистов России, членами которого являются немало журналистов «Северного рабочего». Такой десант в практике Союза — дебютный, и, надо сказать, форма работы и открытость специалистов оборонного предприятия пришлись журналистам по душе. Некоторые коллеги из Архангельска смогли побывать на корабельном гиганте впервые

О перспективах судоремонтной отрасли журналистам рассказали на «Звёздочке»

 

Ни минуты покоя

Поэтому вначале для нас провели экскурсию по акватории завода и основным его объектам.

Масштаб производства не может не впечатлить. За нашими спинами близ док-камеры с помощью крана взмывает вверх судопоезд, с помощью которого приходящий заказ перетягивают в трансбордерную яму. Работа не прекращается ни на минуту.

Журналистам рассказали об основных заказах — многоцелевой АПЛ «Смоленск», вооружённой уникальными крылатыми ракетами большой дальности «Гранит», недавно вышедшей из эллинга лодке специального назначения «Подмосковье», спасательно-буксирном судне океанского класса «Звёздочка» и морском транспорте вооружения «Академик Королёв», отправившемся на днях на швартовые испытания. В разной степени готовности в 15-м цехе «Звёздочки» сейчас находятся ещё два корабля проекта 20180 — «Академик Александров» и «Академик Макеев». В перспективе серия может быть продолжена.

Привлек внимание журналистов и проржавевший корпус рыболовецкого траулера, ставший уже практически памятником. В своё время его заказывал Архангельский траловый флот, но потом судно оказалось невостребованным. От печальной участи сегодня его может спасти интерес дальневосточников. Впрочем, проявленный пока только на словах.

 

Не только винты, но и колонки

Гораздо более ясные перспективы у специализированного винтообрабатывающего производства «Звёздочки», на которое в условиях импортозамещения возлагают большие надежды.

— Таких цехов в России два: у нас на предприятии и на Балтий-ском заводе, — рассказывает начальник СВОП Сергей Куликов.

Производство, которому больше полувека, сейчас активно развивается. В том году в цехе поменяли все краны, рядом вместе со Спецстроем по госпрограмме построен новый цех, который введут в эксплуатацию через месяц.

— Мы сможем делать винторулевые колонки. В России, кроме нашего филиала в Боровске (опытный завод НПО «Винт» — «Вега»), этим никто больше не занимается. Они делают небольшие колонки мощностью до 1,5 мегаватта, мы же хотим производить колонки до 10 мегаватт. На четвёртый спасатель уже принято решение ставить продукцию нашего СВОП.

Портфель заказов полностью сформирован до 2020 года. Есть коммерческие контракты и по новому цеху до 2016 года. Стоит ли удивляться, что средняя зар-плата на данном производстве больше, чем в среднем по заводу, — порядка 70 тысяч рублей. Самую высокую получает тот, кто работает на станке, а не мастер, как могло бы показаться.

— Я как начальник радуюсь, когда все люди загружены, спорят, как сделать, а не где работу искать. Отсюда и стабильность, и уверенность в завтрашнем дне.

 

Ручная работа всегда в цене

На полу цеха металлическая стружка. При нас ведётся карусельная обработка внутренней поверхности четырёх лопастей под ступицу. Их готовят для газовозов проекта «Ямал», которые сейчас строятся для российского заказчика в Сеуле.

У СВОПа заключён контракт на шесть таких газовозов, серия проекта предполагает 16 кораблей. Сейчас идут переговоры по поводу заключения контрактов на оставшиеся. Карусельный станок в СВОПе один, люди работают на нём в три смены. Он  может выдержать деталь весом 125 тонн.

В другом помещении нам демонстрируют титановый винт для проекта «Ясень». Весит он меньше тех, что изготовлены из бронзы, — 15 тонн против 50. Но и стоит дороже. Что, впрочем, оправданно: с такой конструкцией ничего не случится. Кроме того, она работает абсолютно бесшумно, за что работники предприятия уже получали благодарности оборонки.

На обрубном участке показывают сырьё, с которым приходится работать: ступицы за время работы «сбрасывают» четыре тонны веса. Литые лопасти, поступающие с предприятий, проходят процедуру дефектоскопии. Впрочем, не везде умные роботы могут заменить человека: полумиллиметровые «гребешки» на поверхности лопасти рубщики снимают вручную.

 

Бизнес против санкций

Из шумного цеха перемещаемся в комнату для переговоров. В руководстве предприятия сейчас делают ставку на молодёжь. Пример тому — главный технолог  Павел Першин, который рассказал журналистам о перспективах судоремонтной отрасли.

Основное направление деятельности «Звёздочки» сейчас — ремонт АПЛ третьего поколения и сдача их в срок с требуемым качеством. Загадывают и на будущее: Севмаш сдаёт корабли четвёртого поколения, которые через 10—15 лет впервые придут сюда на ремонт. Поэтому сейчас задача — сформировать необходимые мероприятия и обосновать их перед правительством для включения в госпрограмму до 2025 года. Активно обсуждаются и вопросы освоения газовых месторождений на Ямале.

— Мы планируем участвовать в производстве отдельных элементов и модулей. Мероприятия эти связаны в первую очередь с корпусным производством и внедрением крупноблочных принципов строительства, по которым сейчас работает вся Европа и Азия. Мы оптимизируем узкие места в строительстве той техники, которую уже сдали заказчикам, — это арктическая самоподъёмная буровая установка, траулеры и ряд другой гражданской продукции, — рассказал Павел Владимирович.

Пытливые коллеги поинтересовались, не сказались ли санкции на работе предприятия.

— У наших коллег из Чехии и Германии неоднозначное настроение по поводу этих санкций. Они смотрят в нашу сторону и прилагают усилия, чтобы выполнить свои обязательства. Многие пошли по пути создания совместных производств на территории РФ, у которых мы закупаем ряд оборудования.

 

На линейку вперёд

Идёт и работа над концепцией развития предприятия и его филиалов на перспективу до 2030-х годов. В конце октября её рассмотрят в руководстве ОСК.

— Предстоит в первую очередь модернизировать гидротехнические сооружения, без которых судоремонтное предприятие как без рук. Набережная, док-камера — всё это требует реконструкции в части увеличения веса и габарита кораблей, которые мы сможем принимать и спускать на воду.

Думают и над тем, какие мероприятия необходимо предусмотреть и утвердить для работы над заказами четвёртого поколения.

— Если хотя бы 50 процентов того, что мы сейчас закладываем в планы, будет одобрено и реализовано — это уже серьёзный шаг.

— А надводные корабли будут разрабатываться?

— Будем сохранять и усовершенствовать ту компетенцию, с которой работаем сейчас. В части ремонта на сегодняшний день филиал, 35-й судоремонтный завод в Мурманске, ориентируется на ремонт практически всех типов надводных кораблей Северного флота, в части среднего ремонта — таких крейсеров, как «Пётр Великий», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Кузнецов», — без Севмаша не обойтись.

 

У журналистов было немало вопросов к представителям завода. Справа — председатель регионального Союза журналистов России В. Лойтер. Фото Владимира Ковпака

У журналистов было немало вопросов к представителям завода. Справа — председатель регионального Союза журналистов России В. Лойтер.
Фото Владимира Ковпака

 

Жильё — в приоритете

Затронули на совещании и социальные вопросы. В первую очередь — обеспечение жильём специалистов предприятия.

— «Звёздочка» вышла на финишную прямую по реализации проекта строительства жилья в квартале 209. Здесь, на Яграх, перед бором, у предприятия с советских времён осталась намытая территория. На днях состоялась презентация проекта для наших работников, в этом году ожидается получение госэкспертизы, — рассказал начальник отдела кадров Дмитрий Жарихин.

Проект предусматривает строительство трёх девятиэтажных домов: два на 237 квартир и один — на 280. Сегодня подано уже 500 заявлений на 237 первых квартир.

— Мы успешно двигаемся в направлении реализации проекта создания СНТ «Корабел» на Лае. Первый участок — а их будет порядка 200 — уже находится в стадии оформления.

И тут спрос превышает предложение: на сентябрь уже было тысяча заявлений на земельные участки на Лае. По прогнозам предприятия, получать их работники начнут в следующем году.

Comments are closed.

« »