Держись моего хвоста!

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2015/10/902_d1081.jpg

С нашей Бусей Ирина Хаймина сразу находит общий язык. Любопытный спаниель виляет хвостом, просится на прогулку и ждёт чего-нибудь вкусненького. Ирина только улыбается в ответ. Впереди у неё пусть и хлопоты, но приятные — долгожданные. А ждёт она не просто друга — собаку-поводыря.

В Северодвинске впервые за 20 с лишним лет появится собака-поводырь

Хочу лабрадора, но на них, сказали, очередь больше, чем на кавказских овчарок, — рассказывает Ирина.
Идея завести такого помощника родилась полтора года назад, а после зимней поездки в Москву в культурно-спортивный реабилитационный комплекс обрела реальные черты. Там удивил один из пациентов с полным отсутствием зрения — из Нарьян-Мара в Москву его привезла… собака!
— Он с ней и домой ходил, и в магазин. Если не знать, что она живёт за соседней стенкой, ни за что не догадаешься — настолько тихое и спокойное животное, — рассказывает Ирина.
Сама Ирина излучает какую-то необыкновенно тёплую ауру. Будто не слышала никогда фраз в магазинах и аптеках: «Ты что, слепая? Надень очки!». В прошлом она работала воспитателем в детском саду, жила как все. Беда пришла неожиданно: перенесённый грипп дал осложнение на зрение. Терять его Ирина начала десять лет назад, а последние семь — практически ничего не видит.
— У меня на руках были маленькие дети — два и четыре года, некогда было сдаваться, — признаётся она.
Выстоять помогло природное жизнелюбие. Сейчас трижды в неделю Ирина руководит репетициями хора общества слепых. Отвести её туда каждый раз приходится просить родных. Но иногда и просто хочется погулять одной и при этом ни от кого не зависеть. Но страшно.
— Больше всего меня пугают дороги, — признаётся Ирина.
Даже белая трость и звучащий светофор, как оказалось, не всегда помогают ориентироваться в пространстве.
Заявку на хвостик-выручалочку Ирина подала ещё летом. Ждать в среднем приходится около года. После этого в Северодвинск должен приехать инструктор из волоколамского питомника (Подмосковье), чтобы изучить основные маршруты, которыми ходит Ирина. Потом уже она поедет в питомник знакомиться с собакой, изучать её повадки. А после — вернётся домой с инструктором и собакой.
Удивительно, но этот случай в Северодвинске — первый за последние 22 года. У многих незрячих северодвинцев есть питомцы, но использовать их именно как поводырей нельзя. Неужели никому не нужен такой помощник?
— Приобретение поводыря — очень серьёзный шаг для незрячего, — поясняет председатель городского общества слепых Наталья Гончарова.
Во-первых, далеко не каждому заявителю вверят специально обученного помощника. Нужно пройти ряд комиссий и доказать, что есть все условия для содержания особенной собаки. Главное — что её ждут и любят в семье, ведь нередки случаи, когда поводыря возвращали в питомник из-за конфликта с роднёй. Все эти доводы взвешивает комиссия Соцстраха, и неспроста: федеральная программа предусматривает владельцу поводыря средства на питание и лечение питомца.
— Обученную собаку уже нельзя перевозить в другое место, где не отработаны маршруты с инструктором, иначе собьются рефлексы, — продолжает Наталья Ивановна.
И приводит пример северодвинской пары, которая 22 года назад привезла поводыря из Волоколамска в деревню. Собаку пришлось возвращать обратно.
У нас в Северодвинске, к сожалению, обучением таких помощников никто не занимается, да и в целом в области. И это несмотря на то, что немало кинологических обществ, есть Архангельский аграрный техникум с профильным обучением специалистов по собакам. Есть и ведомственные подразделения, где хвостатых учат находить людей, наркотики и взрывчатку.
— Технология воспитания поводыря — очень сложная. И чтобы её осуществлять, нужно выполнить ряд особых требований, — признаётся эксперт-кинолог службы МЧС России Константин Болтуцкий. — Поэтому питомников, которые этим занимаются, всего несколько в стране.
Собака-поводырь отвечает за жизнь человека. Поэтому она не имеет права, допустим, побежать за кошкой, стоя с хозяином на перекрёстке. Природные инстинкты перекраивают за счёт шоковой терапии. Кто-то назовёт такую «учёбу» негуманной, но часто это единственный шанс помочь незрячему жить в обществе, ведь далеко не у всех есть родственники.
И всё же члены общества слепых не сдаются.
— Если бы кто-то из местных кинологов согласился написать проект, побороться за получение гранта и помог выучить в порядке эксперимента собаку самым простым командам — провести от дома до общества слепых, магазина или аптеки, мы бы сразу нашли желающих и были бы очень благодарны, — подтверждает Наталья Гончарова.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Октябрь 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Архив записей