Голова на плечах Арктики

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2015/10/818_d1081.jpg

Решено: управлять научными процессами в северных широтах теперь будут из Архангельска. Такая идея одобрена специальной комиссией при заместителе председателя правительства России Аркадии Дворковиче. А руководителем Федерального агентства научных организаций Михаилом Котюковым подписан приказ о создании Федерального центра комплексных исследований Арктики.

Архангельск прирастает федеральным исследовательским центром. Сделает ли это нас ближе к ресурсам?

 

Новый этап освоения Севера

Мысль о его создании родилась в Архангельске в октябре 2014 года в рамках проведения международной научной конференции «Конкурентный потенциал арктических и северных районов России» и принадлежит главе региона Игорю Орлову.

Одним из активных сторонников того, чтобы такой центр появился именно в Архангельске, выступал наш земляк, член президиума Российской академии наук академик Николай Лавёров. Недавно он побывал в столице Поморья, где возглавил работу международной конференции «Природные ресурсы и комплексное освоение прибрежных районов Арктической зоны». Журналистам удалось встретиться с ним в ходе его дружеского визита на «Звёздочку» и задать вопросы более широкого толка: чего нам ждать от этой структуры и какие проблемы в Арктике сегодня существуют?

Ожидается, что единственный в России федеральный исследовательский центр северных широт появится у нас к середине 2016 года и будет действовать на базе архангельского представительства РАН. На него возлагают научное сопровождение проектов развития арктических территорий и обеспечение государственных интересов в северных широтах. Планируется, что в центр войдут институт физиологии природных адаптаций, институт экологических проблем Севера, НИИ сельского хозяйства и несколько организаций, которые находятся не в Архангельске, а за его пределами — на территории области и Ненецкого округа. В основном это будут опытно-исследовательские станции.

Возглавлять новую структуру будет, скорее всего, председатель президиума Архангельского научного центра УрО РАН, доктор экономических наук, в прошлом заместитель директора института нефти и газа, профессор Владимир Павленко. Его, пользуясь возможностью, Николай Лавёров и представил журналистам.

— Архангельск очень важный узел в развитии Русского Севера, — не сомневается академик. — Именно здесь были заложены технологические, медицинские учебные заведения, которые могут помочь решить проблемы здоровья людей, проживающих на арктических территориях, адаптации к условиям Арктики, а также промышленного и научного освоения северной территории. Здесь мы можем начать новый этап освоения Севера.

Лакомый кусок для экономики

Приграничным спорам в Арктике более полувека. Они начались ещё в 1960—1970-х годах, когда выяснилось, что сосредоточенные в Мировом океане ресурсы — лакомый кусок экономики любой страны.

Комиссия для разрешения споров, созданная ООН, тогда выработала совершенно необычные принципы деления территории. По ним границы проводятся по дну океана (а не по меридианам, как было раньше), и вся часть твёрдой оболочки Земли, в том числе и континентальные новообразования, считается принадлежащими той стране, к которой она примыкает. Поэтому определение границ — вопрос истории развития океана.

— Серьёзных разногласий касаемо границ, в рамках которых Россия имеет правовую основу для разработки ресурсов нефти и газа, у нас нет. Не определёнными в Арктике они у нас остались только с Соединёнными Штатами, — рассказывает Николай Лавёров. — У них уже были судебные разбирательства с Канадой. И поскольку в своё время министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе подписал с США соглашение — отдал часть Чукотского моря в их юрисдикцию, то нам теперь приходится серьёзно спорить, чтобы договориться, как разграничить сферы влияния.

Нашим учёным, по словам академика, пришлось провести огромную научную работу, чтобы проследить историю формирования океанского дна. И она дала плоды. Так, в 2014 году, исследовав пробы, они доказали: территория Северного Ледовитого океана в районе хребтов Ломоносова и Менделеева относится к части континентального шельфа России. Незакрытым пока остаётся вопрос по котловине Подводников, которую раньше не включали в этот список. Затягивающую роль в решении этого вопроса может сыграть непростая политическая обстановка. Но коренным образом на итог повлиять это не должно, уверен Николай Лавёров.

— Научное обоснование наших претензий на эти участки в Арктике сейчас куда более солидное, чем раньше.

Правильно распорядиться

Споры из-за границ не случайны: учёные считают, что в нашем шельфе содержится более 100 млрд тонн нефти и газа (если иметь в виду его сжиженное состояние). Имеется и много месторождений твёрдых полезных ископаемых: ежегодно в российской Арктике их добывается примерно на 18 млрд долларов.

— Это огромные ресурсы, и мы должны ими правильно распорядиться, — считает Николай Лавёров.

Ресурсы ресурсами, но добывает их человек. Именно он должен оказаться в фокусе внимания научного сообщества и законодателей. Не должны обойти стороной и вопросы обеспечения работы техники в северных широтах, юридические основы функционирования компаний, развитие конкретных объектов — поселений. Юридическая база по работе в Арктике сейчас оставляет желать лучшего. Не создано, например, никаких стимулов добывающим компаниям работать по освоению объектов и строительству новых городов в северных широтах, потому что налоговая база пересматривается в сторону налогов с продукта, который получается. А как же тогда обеспечить медицинскую службу и решать вопросы социологического толка?

— Академик Талия Хабриева, работающая в президентском юридическом обществе, выступила с предложением создать целый кодекс законов по работе в Арктике, касающихся границ, прав компаний, человека, вопросов
медобслуживания, льгот, проблем малых народов и прочего. В этом направлении сейчас движется и наука, — заметил Николай Павлович.

Севморпуть и ныне там

В свете всего названного сейчас трудно переоценить роль Северного морского пути. В международной экономике он может составить серьёзную конкуренцию другим торговым маршрутам, по которым доставляют продукцию из Китая, Японии и Южной Кореи.

— Полгода назад я встречался с бывшим премьером Ли Пэном. Он высказал очень интересную мысль: Китай заинтересован в получении уральской продукции. Самая близкая дорога по доставке может быть через Архангельск. С Урала продукция пойдёт туда, а к нам — китайская.

Глубоководный порт Архангельску требуется в первую очередь потому, что Северная железная дорога — одна из кратчайших. И если он будет, то железной дорогой доставлять продукцию в центр потребления мы сможем быстрее, чем мурманчане. А это — конкурентное преимущество.

— Соображение интересное. Я полагаю, что очень важно это не только для самого Архангельска, — отметил академик.

Тем не менее разговоры о реанимации Севморпути ведутся уже несколько лет, но реальных шагов пока сделано не так много, как хотелось бы.

Операция «Кооперация»

Естественно, решать весь массив арктических проблем и задач создающийся центр в одиночку не сможет. Он должен сочетать свою работу с центрами в других регионах, наработавших свою базу. Вместе с тем надо налаживать работу и с главным вузом региона — САФУ, провозгласившим арктический вектор своим ведущим направлением.

Как это будет проходить, пока непонятно. Ведь ещё в начале формирования новой структуры у двух руководителей — Владимира Павленко и Натальи Чичериной — сложились напряжённые отношения. На пресс-конференции в САФУ в начале сентября и.о. ректора университета заявила журналистам, что Архангельск может лишиться возможности иметь исследовательский центр из-за отсутствия к нему интереса у научного сообщества Архангельска. Видимо, имелось в виду отсутствие на совещании Государственной комиссии по вопросам развития Арктики самого Павленко. Эту информацию, озвученную на разных ресурсах, в том числе ИА «Регнум» и сайте самого САФУ, учёный позже, не стесняясь в выражениях, назвал чушью.

Как бы там ни было, а работать в связке придётся. Иначе новая структура рискует превратиться в пшик. Ведь создание мощного интеллектуального центра по изучению Арктики возможно только при консолидации усилий всех заинтересованных сторон.

— Главное сейчас — найти ресурсы повышения качества руководства научно-исследовательской деятельностью и подготовкой кадров, — считает Николай Лавёров. — Кадры, рабочие и инженерные, должны готовиться в тесной связке с производством. И Северодвинск в этом плане — образец для других.

И если удастся соединить образовательный процесс, научно-исследовательскую и производственную деятельность, а также решить вопросы, связанные с деятельностью человека, — медицинские и социальные проблемы, поддержка малых народов, то тогда, по мнению академика Лавёрова, получится настоящий центр, которого и ждёт Россия.

Выиграют ли от этого простые люди и сделает ли это нас ближе к заветным ресурсам Арктики — увидим, вероятно, уже в скором будущем.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Октябрь 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Архив записей