Мне нравится быть учителем!

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2015/10/693_d1081.jpg

«Нужно выбирать профессию, в которой ты способен проявить все силы души», — читает Валентина Васильевна со старой советской открытки слова Вениамина Каверина. Неожиданно для себя она обнаружила, что открытку эту хранит с 1958 года. «Мне её вручили на последнем звонке в десятом классе — и в точку попали. Потому что проработала я более полувека в школе и ни дня не сомневалась в своей профессии».

Валентина Паршева 53 года преподаёт математику, и для неё это не просто профессия, а стиль жизни

 

Выучишься — и сменишь меня

В свои 74 года Валентина Васильевна продолжает работать в 24-й школе — занимается с ребятами научно-исследовательской деятельностью, последние пять лет ездит с учениками в Москву на международную конференцию «Математика и проектирование», откуда они всегда возвращаются с призовыми местами. Да и если бы не любила Валентина Васильевна свою профессию, то разве были бы её книжные полки заставлены изданиями по математике, среди которых даже раритетное, 1946 года выпуска?

— Мой папа был категорически против того, чтобы я стала учителем. Он понимал, что это невероятно сложная работа.

— Почему же тогда вы стали педагогом?

— У меня появилась первая ученица, когда я сама училась в первом классе. Меня просили приглядеть за соседской пятилетней девочкой, и я научила её читать, считать и писать. А ещё я в детстве хотела походить на Надежду Степановну Мельникову — мою первую учительницу: она была такая высокая, красивая, большеглазая, с косой вокруг головы! А позже, в шестом классе, математику у меня стала вести Агафья Васильевна Журавлёва. Она увидела, как я читаю в библиотеке журнал «Математика в школе», и сказала: «Вот выучишься и сменишь меня». Эти слова стали пророческими.

— Так и стали работать в родной школе?

— Да, сразу после педагогического института я пошла работать в 9-ю школу, которую окончила в 1958-м. Мне там очень помогали мои прежние учителя: советовали, какой подход найти к ученикам. Однажды мне даже сказали: «То, что ты математику знаешь, не надо показывать детям — ты обязана её знать, ты институт окончила, покажи им красоту математики, научи детей рассуждать!». Всегда везло и с родителями учеников, и с самими учениками. Помню, на одного мальчика я собралась жаловаться. Пришла к нему домой, чтобы с мамой и папой поговорить, а родителей дома ещё не было. Он говорит: «Давайте я вам коллекцию монет покажу!». И начал мне рассказывать о каждой монетке, о её истории и происхождении. Я так заслушалась, что, когда родители пришли, и забыла, о чём с ними разговаривать собиралась. Наверное, это очень важно для учителя — увидеть детей в нестандартной обстановке, узнать их интересы.

 

Открыла школу для себя

— А в 24-й школе как оказались?

— Пришла сюда в 1972-м после трёх лет работы в горкоме комсомола. Тогда я и разрезала ленточку в 24-й, когда её еще только открывали. Сейчас кусочек той ленты хранится в школьном музее. Помню, прихожу домой в тот день, а муж шутит: «Ну вот, открыла школу для себя!»

— Помните свой первый класс в новой школе?

— Конечно, это был 5в. Очень дружный был класс. Там потом образовалось шесть супружеских пар. И в том классе, самое главное, были замечательные родители. Они были соратниками и единомышленниками в работе. Однажды поздно вечером мне звонит директор Мэри Моисеевна: «Валентина Васильевна, срочно собирайте ребят — выпал снег, машина к школьной столовой не подъедет». А мой класс как раз ответственный за уборку участка у столовой. Что делать? Взяла на руки маленького сына и вместе с ним пошла к Коле Гоманову, который отвечал за уборку. Когда его родители узнали, в чём дело, отец Коли сказал: «Валентина Васильевна, вы сейчас идёте с ребёнком домой, а участок будет вычищен. И пока мой сын учится у вас, участки будут всегда чистые». С тех пор я даже не знала, кто и когда участки убирает.

 

Семь дней на пенсии

— Сейчас вы занимаетесь с учениками научно-исследовательской деятельностью, каждый год ездите на международную конференцию. Почему пошли по этому пути?

— В 2010-м я рассчиталась, но на пенсии пробыла всего семь дней. Уехала на дачу и прямо туда мне звонит директор Татьяна Васильевна: «Обязательно приезжайте 7 сентября на работу». Оказалось, 12 наших учеников заняли призовые места на конференции в Поморском государственном университете. Им предложили участвовать в международном конкурсе «Математика и проектирование» в Москве. Все учителя математики отказались готовить ребят к конкурсу: на это требуется очень много времени, исследовательская работа всё-таки. Я согласилась: не бросать же ребят, когда им выпадает такой шанс!

— А сами ученики легко на это идут? Им ведь приходится после уроков заниматься, а не бежать на улицу с друзьями…

— Большое количество ребят убедить этим заниматься трудно. Не так просто искать информацию, отбирать её, делать презентацию, а потом ещё и выступать перед настоящими профессорами. Но такие ребята есть, и, наверное, будущее именно за ними. Уже пять лет подряд мы ездим на этот конкурс командой по четыре-пять человек. И наши ребята каждый год оказываются в числе победителей. Мне потом профессора говорят: «Вы ребят не бросайте, за ними будущее!». И пусть они не отличники, и пусть они из самой обычной общеобразовательной школы, но достигают таких успехов, что их готовы досрочно зачислять в престижные университеты, а их работы печатать в научных изданиях.

 

Зачем нам эта математика?

— Помню, когда мы учились в школе, то никогда не понимали, как логарифмы и квадратные уравнения могут пригодиться в будущем и зачем вообще нужна математика. А вот когда вы заменяли нашу учительницу, то сказали, что этот предмет развивает гибкость мышления и тренирует мозг, поэтому все известные математики и живут так долго…

— А вы посмотрите: Пифагор прожил 90 лет, Колмогоров, автор наших школьных учебников, — свыше 90 лет, математик Никольский издал свой учебник, когда ему было 106 лет! А дети не понимают, зачем им математика, потому что её цели скрыты от учеников. Они не замечают, что идёт развитие мыслительной деятельности и логического мышления, что когда они решают сложные примеры, учатся думать, рассуждать, доказывать — всё это в жизни необходимо. Учителям важно ещё и предлагать ребятам самостоятельно находить новые решения задач — подходов очень много, а учебник предлагает стандартные решения. Для меня очень важно, чтобы ребята могли поспорить на уроке: у нас иногда такие дискуссии по математике разгораются!

— У каждого учителя свой стиль. В чём ваша особенность как педагога?

— Наверное, это любовь к внеклассной работе: раньше я проводила и математический КВН, и «Звёздные часы математики», и нестандартные уроки. А потом окончила специальные курсы при МГУ, чтобы заниматься с ребятами исследовательской работой. Теперь я этим так увлеклась, что без этого и не могу. А если ты чем-то по-настоящему увлекаешься, то увлечёшь и других. Недавно я подсчитала, что мы с учениками исследовали более 104 тем!

 

Про чувства учителя

— Многие дети в школе жалуются, что у учителей бывают любимчики. Иметь любимчиков неизбежно?

— В жизни мы кого-то любим, а кого-то не любим. Так и у нас, учителей. Но если ты ставишь ученика в пример классу, хвалишь его, то другие дети должны обязательно понимать, почему ты его хвалишь и за что, иначе у них сложится неправильное впечатление. Бывают ученики, которые доводят учителей, играют на нервах, но такие чувства нужно скрывать от ребят.

— А были в вашей карьере случаи, что вы несправедливо поступали по отношению к ребятам?

— Сложно сказать. Возможно, плохое просто быстро забывается. Но я помню, что у меня в классе когда-то сложилась ситуация, что я перед девчонками извинялась, но уже не помню, за что именно. Тогда я всю ночь не спала, а наутро пришла в школу и первым делом перед ними извинилась.

— Вы работаете уже 53 года, скоро у вас 75-летний юбилей, у многих людей к этому времени происходит профессиональное выгорание, и они бросают работу ещё задолго до пенсии. Где вы берёте столько сил?

— По-моему, у учителей особая работа: мы заряжаемся от детей энергией, которая придаёт нам сил. Что-то тянет меня в школу, к ребятам. Да и в школьной математике ещё столько тем, которые ребята могут открыть для себя! Поэтому, если силы мне позволят, ещё буду работать — мне нравится!

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Октябрь 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Архив записей