Корабль начинается с чертежа

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2015/09/624_d1081.jpg

С первых дней образования предприятия конструкторы вместе с коллективом завода решали все ответственные государственные задачи. Чем сегодня живет ведущее инженерное подразделение Севмаша? С этого вопроса и начался наш разговор с главным конструктором — начальником ПКБ Юрием СПИРИДОНОВЫМ.

Проектно-конструкторское бюро «Севмаш» отметило своё 75-летие

 

— Основная особенность нашего бюро заключается в том, что мы — КБ завода и работаем на завод, — начал беседу Юрий Валерьевич. — Во всех масштабных проектах, выполняемых корабелами, роль конструкторской службы чрезвычайно велика, ведь каждый проект начинается с чертежа, поэтому в каждой трудовой победе корабелов Севмаша значительный вклад сотрудников нашего бюро.

— Ну а функционально конструктор 2000-х от конструктора 1970—1990-х отличается?

— Отличается, и очень сильно. В советское время наши специалисты отвечали только за «конструкторское сопровождение» проекта. Сейчас ПКБ «Севмаш» самостоятельно выполняет разработку рабочей конструкторской документации. Мы спроектировали морскую платформу МОSS, яхту, танкер, выпустили документацию на плавучий энергоблок и прочее. Конечно, особое место занимает сложнейшее в мире нефтегазовое сооружение МЛСП «Приразломная». Мы взяли на себя роль генерального проектанта, объединившего усилия конструкторских служб, контрагентских предприятий и организаций. В ходе строительства МЛСП нами разработаны 60 тысяч рабочих конструкторских документов, а это существенно больше, чем на атомную подлодку. Все основные научно-технические решения, все проекты по морским операциям, транспортировке платформы в Мурманск и постановке на точку добычи в Печорское море разработали наши специалисты.

— За проектирование атомных подводных лодок отвечают центральные КБ — «Рубин», «Малахит»… Как складываются взаимоотношения с этими проектными организациями?

— Мы защищаем интересы завода, конечно. ЦКБ — разработчики документации, а мы осущест-вляем техническое руководство строительством, объединяя усилия сотен КБ, НИИ, заводов и организаций. В перспективе же наша генеральная линия — полный переход на самостоятельный выпуск рабочей конструкторской документации, а за ЦКБ оставить технические проекты — так будет правильно.

— Ну и как получается?

— На новых заказах мы уверенно идём к этой цели.

— В настоящее время выпуск чертежей компьютеризирован. Однако для многих, особенно для людей старшего поколения, понятие «конструктор» ассоциируется с кульманом, рейсшиной, готовальней…

— На Севмаше давно всё по-другому. Вот в рамках подготовки нашего юбилея мы с трудом нашли один-единственный кульман — это теперь реликвия. Техника развивается семимильными шагами — внедрены безбумажные информационные технологии. Более того, по части оснащения техникой и программным обеспечением наше бюро вырвалось далеко вперёд, обогнав другие заводы и КБ отрасли. Грех жаловаться: предприятие обеспечило нас всем необходимым.

Каждый новый корабль, его системы, приборы, комплексы совершеннее предыдущего, поэтому и работать сложнее. Но конструкторы Севмаша готовы к любому вызову времени. К тому же современные информационные технологии помогают успешно решать технические вопросы любой сложности. ПКБ «Севмаш» стало мощной, прекрасно оснащённой проектной организацией. Мы существенно впереди всех предприятий и даже ЦКБ. На это нацеливает нас руководство Севмаша. Генеральный директор утвердил комплексную программу модернизации конструкторско-технологической подготовки и процессов строительства заказов на 2015—2016 годы. Реализация этого обширного плана, включающего освоение новейших информационных технологий, 3D-моделирования, реверсинжиниринга и моделирования производственных процессов, существенно сократит время создания подводных лодок.

— Но надо не только качественно и в установленные сроки строить корабли. Важно делать это дешевле.

— Конечно. И здесь сложно переоценить роль конструктора. Поскольку трудоёмкость и стоимость постройки в первую очередь зависят от заложенных проектно-конструктивных решений. Мы в ПКБ разработали программу повышения эффективности производства, экономический эффект от её внедрения уже превысил пять миллиардов рублей.

— Раз уж заговорили об экономии… За счёт чего можно снизить стоимость корабля?

— За счёт совершенствования конструкций и технологий их изготовления, в том числе применения более дешёвых и более технологичных материалов и комплектующих изделий, за счёт исключения технологических операций, за счёт применения моделирования техпроцессов, за счёт снижения металлоёмкости конструкций.

— Техника, экономика — всё это хорошо. Но без людей ничего не добьёшься…

— За последние четыре года существенно обновили и омолодили руководящий состав. На руководящих должностях сотрудники технически грамотные, способные отдавать всего себя производству, энергичные и инициативные. Молодёжь сегодня очень толковая. На наше счастье, сохранился базовый институт, его традиции, система «завод— втуз», и к нам приходят выпускники, не только уже повидавшие производство, но и владеющие методами компьютерного проектирования. Кадровый состав ПКБ, начиная с заместителей главного конструктора и заканчивая молодыми специалистами, самый сильный за всю историю нашей службы. Связь поколений не нарушена. Сплав опыта и молодости позволяет уверенно смотреть в будущее.

Олег КОРОТКОВ

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Сентябрь 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  

Архив записей