Когда мы с коллегой, корректором «СР» Ниной Коковкиной, собрались в Мюнхен и потом в круиз по Дунаю, друзья и знакомые, словно сговорившись, задавали одни и те же вопросы. Первый: «О! По прекрасному голубому Дунаю?». Второй: «В Мюнхен на Октоберфест?». Третий: «Всё жалуетесь, что денег не хватает, а сами в круиз?».
Пешком и вплавь по четырём странам Европы
Исторический разрез
Давайте по порядку. Дунай прекрасен, но вода в этой реке, протекающей по десяти странам и самой длинной в Европе после Волги, не голубая, а зелёная и мутная. Впрочем, Дунай производит впечатление реки чистой. В нём можно купаться, и на берегах мы не раз видели рыбаков и туристов с палатками.
Второй вопрос демонстрирует факт, что наши люди о Мюнхене почти ничего не знают. Да, проводится там осенью большой пивной фестиваль Октоберфест (а мы ездили в августе). Так ведь Мюнхен, основанный аж в XII веке, не только пивом интересен! Это административный центр федеральной земли Бавария — в прошлом королевства с большими амбициями. Его монархи украшали столицу величественными сооружениями, собирали коллекции исторических артефактов и произведений искусства, которые потом стали основой для музеев и художественных галерей.
Денежный вопрос в дни, когда россияне следят за скачками валюты, конечно, важен для небогатых путешественников. Отвечаю. Августовский восьмидневный круиз забронирован ещё в октябре по спецпредложению: 400 евро с человека (в каютке с койками в два яруса). Тогда же куплены авиабилеты в Мюнхен по хорошей цене (7 200 рублей туда и обратно) и оплачен отель, чтобы сначала осмотреть достопримечательности баварской столицы, а потом поехать в город Пассау и там сесть на круизный теплоход.
Поволновались…
Забронировать заранее — палка о двух концах. С одной стороны, спланировал, оплатил по выгодной цене и спокойно жди путешествия своей мечты. С другой — за минувшие десять месяцев произошли не самые приятные события: две валютные лихорадки, которые совпали со временем, когда надо вносить аванс и основной платёж за круиз, и начало процедуры банкротства круизной компании. Наш круиз отменили. Пришлось поволноваться и нам, и немецким турагентам, через которых мы купили круиз. Но свои обязательства немецкий туроператор выполнил. Сначала подобрали такой круиз, чтоб уложиться в сроки перелёта. А когда выяснилось, что мы не успеваем с самолёта на теплоход (от Мюнхена до Пассау поезд идёт около 4 часов), туроператор нашёл нам каюту на 5-звёздочном судне «Гейдельберг», отправлявшемся на три часа позже.
В итоге цена в рублях из-за курса евро оказалась выше, чем мы предполагали изначально (бронировали, когда евро стоил около 50 рублей). Но зато вместо тесной каюты с койками в два яруса мы без доплат получили просторную каюту и сервис очень высокого уровня. Круиз на этом теплоходе стоит 1 350 евро с человека, а не 400.
Мозаика впечатлений
Наш маршрут Пассау — Будапешт — Пассау предусматривал знакомство с тремя европейскими столицами: Будапештом, Веной, Братиславой, а также остановки в старинных городах Линц, Кремс (Австрия), Эстергом (Венгрия), в которых тоже есть что посмотреть.
На корабле из русских были только мы двое. Остальные — немцы, на 95% очень пожилые. Сначала к нам присматривались, потом стали подходить, задавать вопросы. Некоторые (выходцы из бывшей ГДР) вспоминали слова и фразы, выученные когда-то в школе на уроках русского языка. Отношение к нам было весьма доброжелательным, как со стороны немецких туристов, так и экипажа.
На каждой стоянке мы брали карту и отправлялись бродить по улицам очередного большого или маленького города. Наши попутчики на автобусах ездили на экскурсии (их, естественно, проводят на немецком языке). Мы записались только раз, в Вене, и то потому, что теплоход стоял далековато от города.
А вот по Будапешту нас водила русскоязычный гид — бывшая северодвинка Анна Чайковская (интервью с Анной читайте в одном из ближайших номеров).
Очень понравилась уютная Братислава, столица Словакии. Удивил сочетанием старины и современных направлений искусства Кремс. В Вену, конечно, хотелось бы попасть ещё — мало одной обзорной экскурсии (да ещё на незнакомом языке), чтобы понять и прочувствовать дух австрийской столицы, увидеть все её многочисленные достопримечательности. Прекрасен Будапешт. У него своё лицо и свой характер. В Эстергоме, оказывается, короновали первого венгерского короля, а ещё там находится самая большая в мире алтарная картина, написанная на цельном холсте. В историю Линца мы, честно говоря, не углублялись, просто прогулялись по старой части этого красивого города. К сожалению, не удалось поближе познакомиться с Пассау, который мы проскочили второпях. Как-нибудь в другой раз…
Чем хорош круиз?
Ты переезжаешь из города в город, а твой отель перемещается вместе с тобой. Теплоход идёт по реке, а ты можешь загорать на верхней палубе, пойти в библиотеку или попотеть в тренажёрном зале, а потом в сауне. Или, сидя в шезлонге на зоннендеке, часами любоваться красивыми видами: зелёными холмами, виноградниками, старинными замками и храмами, домиками под черепичными крышами.
Как хорошо, что Нина знает немецкий! Без неё мне бы не понять ни слова в меню. На третий день специально для меня стали печатать меню на английском. Но даже при этом понять, чем нас собираются кормить (а надо выбрать и заказать), было затруднительно. Чтение меню превращалось в увлекательную головоломку. Ну вот что такое «пулькарагу», «линзенсалат» (из линз?) или «палачинкен»? Оказывается, рагу из индейки, салат из чечевицы и обычные блинчики. Были и такие блюда, состав которых остался тайной. И ладно, главное — вкусно.
На суше
В Мюнхене мы не пытались за четыре дня объять необъятное, а решили посетить королевские резиденции (дворцово-парково-музейный комплекс Нимфенбург, замки Нойшванштайн и Хоэншвангау), прогуляться по старому городу (Мариенплац и её окрестности), подняться на смотровую площадку на ратуше, сходить в Старую Пинакотеку (это картинная галерея с работами художников XV—XVIII веков), а в последний день заглянуть в Английский парк. Успели съездить и в деревню Обераммергау, известную тем, что стены её домов расписаны картинами на библейские сюжеты.
Всё было интересно, всё понравилось. Что не понравилось: среди многочисленных кафе старого Мюнхена мы с трудом отыскали такое, где был Wi-Fi. Так как в нашем отеле интернет был платным, а посещение баварского кафе было запланировано, решили убить двух зайцев: и посидеть в кафе, и выйти в интернет. Нашли наконец-то Wi-Fi, но в греческой таверне.
К чему бы ещё придраться? На главном вокзале Мюнхена очень сложно найти поезд в аэропорт. Сообщаю: ищите эскалатор, над которым есть зелёная буква S, и спускайтесь на два уровня: там и расписание, и поезда. А в аэропорту невозможно найти номер стойки регистрации, пока не подойдёшь к ней в упор. Если у нас номера стоек большие и видны издалека, то в Мюнхене — чёрным по серому и крохотные.
Но когда возвращаешься в Москву и долго тащишь чемодан по лестницам метро, придирки к транспорту Германии забываются: там все спуски и подъёмы оборудованы эскалаторами, лифтами и пандусами.
Уйди с дорожки!
В Европе не ходите по велосипедным дорожкам — по ним велосипедисты ездят быстро, и «посторонних» на своём пути не любят. Врезаться в вас никто не собирается, но и церемониться тоже. Вас не объедут деликатно, а пронесутся, как пуля у виска. Возможно, резким движением укажут на тротуар, по которому надлежит передвигаться пешеходам. Европейцы на велосипедные дорожки не заходят. Только невнимательные россияне.