Надежда Крыма

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2015/09/113_d1081.jpg

Признаюсь, сразу же после возвращения Крыма в состав России я, как и его жители, как множество россиян, был полон оптимизма и радужных надежд. Ещё бы: совершался величайший акт исторической справедливости, хоть и припозднившийся примерно на четверть века. Весь 2014 год, начиная с марта, когда состоялся референдум о независимости полуострова, продолжалось ликование. Однако им одним сыт и одет не будешь. Уже к первой годовщине референдума, в марте 2015-го, стали настойчиво одолевать мысли, что быстрого решения проблем крымчанам ожидать не приходится. В разгар нынешнего курортного сезона, традиционно проведя месяц в Крыму, я убедился в этом совершенно.

Так уж ли всё радужно на полуострове?

 

Росли зарплаты, открывались пляжи…

Понятно, что 23 года после развала СССР при украинском хозяйствовании в Крыму почти ничего не делалось для развития туристической инфраструктуры, а всё, что осталось с советских времён (уже будучи не в самом лучшем состоянии), нещадно эксплуатировалось и в итоге превращалось в руины. И теперь на восстановление всего этого требуются огромные деньги, куда более значительные, чем озвученные российским правительством суммы финансирования полуострова, которые к тому же урежут из-за разрастающегося экономического кризиса.

Какие-то подвижки, несомненно, есть. Обновили некоторые объекты из числа санаториев и знаменитый детский лагерь «Артек». Подлатали кое-где дороги. Открыли доступ местным жителям и туристам к пляжам, которые раньше частники огораживали и незаконно брали деньги за пользование этой территорией. Повысили пенсии и зарплаты.

Но и тут не всё однозначно. Кто-то получает теперь 10 тысяч рублей, а кто-то и все 20 (преимущественно военные пенсионеры). Есть и те, чья пенсия поднялась только до 7 тысяч. Куда скромнее цифры в делах зарплатных. Из бюджетников больше всего повезло медицинским работникам: зарплаты этой категории достигли 30 тысяч рублей. Самые низкооплачиваемые категории рабочих получают в лучшем случае 5—6 тысяч рублей. Да и другие немногим больше — до 10 тысяч. Ну и, конечно, повезло государственным служащим и работникам правоохранительных органов.

Ожидают своего часа заброшенные поля и виноградники, животноводческие и винодельческие хозяйства. Ведь в лучшие советские времена Крым в основном обеспечивал продовольствием себя сам. Продуктовая независимость — оплот стабильности. Неплохо было бы заняться и жилищным строительством, благоустройством пляжей и мобильными сетями. С уходом от сотовых операторов Украины жители Крыма лишились хорошей связи, скоростного мобильного интернета. Теперь на полуострове российские операторы могут предложить относительно невысокого качества, но дорогую услугу — периодически пропадающую сеть и звук в трубке, как из могилы.

 

Экстремальный вид отдыха. Фото Владимира Тикуса

Экстремальный вид отдыха.
Фото Владимира Тикуса

 

 

А ваши цены — не дичь?

Одним из самых актуальных, жизненно важных вопросов как для местных жителей, так и для туристов остаются продукты питания, цены на которые значительно выросли. Искажённую информацию дают интернет-издания (как, например, портал www.vlasti.net), крича о том, что в Крыму перебои с продуктами, в магазинах сплошные пустые полки, и публикуют соответствующие фотографии. Пустые полки действительно есть — в некоторых супермаркетах украинских торговых сетей — популярных «Фуршет» и «Фреш», например. Как мне по секрету рассказали продавцы в одном таком заведении, этой позиции придерживается хозяин, который «не хочет кормить Крым» и, по всей видимости, скоро вообще закончит свою торговую деятельность на полуострове. Правда, вот в другой украинской сети магазинов-дискаунтеров «АТБ» картина иная. Видимо, не все украинские предприниматели настроены по-русофобски. Вообще же российских продуктов, в том числе и местного производства, изобилие. Немногочисленно, но представлены и украинские товары.

Другой разговор — рост цен, который многие называют диким. Сегодня от ряда ценников в крымских магазинах, на рынках и в общепите становится не по себе. При самом скромном подсчёте с украинских времён цены на некоторые товары выросли в два-три раза, перекрыв вышеупомянутый рост пенсий и зарплат крымчан. Даже с моей северной зарплатой такие цифры вызывают изумление. Понятно, что Крым находится под европейскими санкциями и в транспортной блокаде со стороны Украины, а доставка продуктов из России, даже из близлежащего Краснодарского края, обходится недёшево. Но и местные производители не спешат демпинговать. За гранью моего понимания камбала по 900, мидии по 600, черешня по 200, клубника по 150 за килограмм, яйца по 60—70 рублей десяток. Всё это водится, несётся и растёт здесь, на полуострове и в его пределах. Что действительно дёшево, так это немногие оставшиеся украинские товары из старых ещё запасов, но и на них уже активно меняют ценники.

 

Вот так относятся в Крыму к президенту США. Фото Владимира Тикуса

Вот так относятся в Крыму к президенту США.
Фото Владимира Тикуса

 

У нас «Массандра» дешевле!

В этом году буквально убила ситуация с винно-водочной продукцией. Крым всегда славился своими марочными винами и коньяками, на полуострове активно работали и работают прославленные винодельческие комбинаты с многолетней историей. Их продукция была качественной, экспортировалась за рубеж и стоила копейки. Но цены сейчас выросли и на алкоголь, да дело не в этом. А в том, что многие сорта вин таких заводов, как «Инкерман» и «Массандра», стоят в Крыму больше, чем у нас в Северодвинске. Вот действительно дикость, учитывая все транспортные расходы.

Очевидно, что мы имеем дело с чистой воды спекуляцией. Но почему же тогда никто законодательно жёсткими мерами не борется с этим явлением, если Крым дорог нам? В конце концов, возможны ведь и государственные дотации на производство, учитывая актуальность импортозамещения, о котором с утра до вечера твердят чиновники на всех главных государственных телеканалах.

Впрочем, можно понять и предпринимателей, которые теперь имеют дело с российским законодательством, очень сильно отличающимся от украинского. А ведь приходится получать ворох новых документов — лицензий, разрешений и так далее. Сложно одномоментно перестроиться и уловить все нюансы.

 

Паромом, поездом? Самолётом!

Очень похоже на то, что широко разрекламированного моста через Керченский пролив нынешнее поколение советских людей, как и коммунизма, не дождётся. Да даже появись он как по волшебству в сжатые сроки, всё равно проблема перевозок не снимется. Ну не каждый житель северных регионов захочет ехать в Крым на поезде через Краснодарский край трое суток. Малопривлекателен и нынешний маршрут из Москвы до Симферополя и Севастополя с погрузкой поезда и пассажиров на паром в порту Кавказ, который занимает больше 45 часов. Всех же, кто едет в Крым дикарём через Керченский пролив, по-прежнему ожидает многочасовое стояние в очереди на паромы, при том, что их количество увеличилось. Да и периодическая штормовая погода в этом сезоне значительно затруднила переправу.

В таких условиях единственной альтернативой остаются авиаперелёты. Их количество в этом году ощутимо выросло. Однако стоимость билета на самолёт в Крым порой достигает астрономических сумм. Конечно, летают и бюджетные авиакомпании, так называемые лоукостеры, но для экономного варианта важно заказать билет по интернету заранее. А у нас многие привыкли покупать по старинке — в кассе и в последний день. В прошлом году правительство неоднократно озвучивало инициативу ввести государственные субсидии для авиакомпаний на прямые рейсы в Крым. Называли даже примерную цену — 3 тысячи рублей. Субсидиарные рейсы-таки появились, но далеко не везде. К примеру, в Архангельской области прямой самолёт до Симферополя компании «Ямал» начал летать с мая этого года, но рейс этот отнюдь не субсидиарный. Стоимость самого дешёвого билета в одну сторону достигала 15 тысяч рублей.

Конечно, при желании и наличии интернета можно было найти варианты с наименее неудобной пересадкой. Так, я летел в Симферополь с двухчасовой пересадкой в Петербурге за 8 тысяч, а обратно из Симферополя до Москвы за 3 тысячи. Но в разгар курортного сезона цены поднимаются и до 15—16 тысяч.

К разговору о Симферопольском аэропорте. В экстренном порядке новый терминал, конечно, построили. Но самолёты из Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных российских городов прибывают буквально каждые полчаса, и в результате получается настоящая давка. В связи с этим встречающих в терминал прибытия не пускают, охранники буквально отгоняют их от дверей. И толпы людей стоят на улице. Подвоз багажа тоже приходится ждать больше часа.

 

Невыездной полуостров?

Приятное известие, что пошлину на получение загранпаспорта для жителей Крыма отменили (напомним, её стоимость с 1 января 2015 года составляет 3 500 рублей), омрачает тот факт, что крымчане при этом сделались, по сути, невыездными. По российским загранпаспортам с крымской пропиской выехать за границу — например, к родственникам, проживающим на территории стран Евросоюза (в первую очередь в республиках Прибалтики), невозможно, поскольку мировое сообщество считает Крым оккупированной территорией, а подобные документы недействительными. Можно, конечно, воспользоваться украинским паспортом, который при получении российского не отбирали (многие крымчане их сохранили), въехать на Украину и заказать заграничный паспорт там, но сами понимаете, что теперь это крайне трудоёмкий, морально и физически сложный процесс. Сложнее стало попасть на полуостров родственникам крымчан с Украины.

Что действительно доступно и дёшево на полуострове, так это проезд на общественном транспорте — всего 10—11 рублей по городу. Правда, в небольших городках ездят такие допотопные автобусы с сиденьями как из камня, после поездки в которых долго ещё болит спина. Да и водители доброжелательностью не отличаются. Собирая плату за проезд, бьются в истерике, если хоть один человек не передал денежку. И даже останавливают из-за этого автобус на длительное время посреди дороги. А вот цены на такси начали кусаться. Особенно на поездки из одного города в другой.

 

Романтика и кризис

Как бы то ни было, на полуострове сейчас хорошо, спокойно, атмосферно. В маленьких городишках и посёлках, где ещё сохранился дух советского времени, романтика, где до сих пор улицы носят название людей, о которых нынешнее поколение имеет слабое представление. Улица Крупской, Дмитрия Ульянова, Павлика Морозова… А какие узкие извилистые улочки, которые порой приводят тебя в самые неожиданные места, к таким красотам, от которых дух захватывает… А сколько древних памятников архитектуры, которые не осмотреть и за месяц… А какое прозрачное бирюзовое море, из которого просто не хочется вылезать…

Кстати, не сказать, что отдых особо подорожал. В принципе, найти жильё за приемлимые деньги можно. Средний ценник с удобствами — 500 рублей. И даже дешевле. Я вот в этом году отдыхал всего за 300 рублей в просторной комнате с душем, туалетом, кондиционером и телевизором в двухстах метрах от замечательного дикого пляжа. При всех сегодняшних неурядицах я уверен, что можно сделать из Крыма райский уголок, доступный всем и способный конкурировать с известными европейскими и азиатскими курортами. Поток туристов не так быстро, но всё же увеличивается.

А жители полуострова живут большими ожиданиями. Иногда мне даже кажется, что у крымчан слишком много иждивенческих настроений: люди ждут, что Россия решит совершенно все вопросы и принесёт много денег. Но надо учитывать, что присоединение Крыма дорого обошлось нашей стране и в условиях всё усиливающегося экономического кризиса и по сути политической изоляции она вряд ли сможет выделять значительные средства на модернизацию полуострова. Увы, но крымчанам придётся потуже затянуть пояса на ближайшие годы. Как, впрочем, и всем россиянам. Поживём и увидим, как будут развиваться события. Но в Крым я буду продолжать ездить каждый год, и к тому же призываю всех северодвинцев.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Сентябрь 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  

Архив записей