Горячий приём для «Матильды»

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2015/09/1667_d1080.jpg

Вооружение, поступавшее в Архангельск по ленд-лизу от наших союзников, сыграло немалую роль в военном раскладе Великой Отечественной войны. Однако важно было не только получить, но и вовремя доставить вооружение на фронт. Туда, где счёт шёл не на дни, а на часы и минуты. В те годы станция Исакогорка превратилась в важный сортировочный узел. И железнодорожники прекрасно знали: права расслабляться у них нет.

На фронт ленд-лизовские танки отправлялись после русской бани в Исакогорке

 

К Бакарице шли по льду

Танки от союзников прибыли в Архангельск в ноябре 1941 года. Но для того, чтобы их принять, пришлось провести немалую работу.

Первой задачей полярника Ивана Папанина, назначенного уполномоченным Государственного Комитета Обороны в Архангельске, стала реконструкция всего портового хозяйства, которое находилось в ненадлежащем состоянии. Не менее важно было обеспечить и бесперебойную связку с железной дорогой. Поэтому уже в октябре 1941 года вдоль всего причального фронта были уложены два пути, позволившие вести выгрузку с борта судна прямо в вагоны.

Настоящей эпопеей стало строительство 40 км ветки от порта Экономия, где разгружались суда союзников с самыми важными боевыми грузами, до станции Исакогорка. И вот тут северянам впору ставить памятник.

— Дорогу эту строил весь город: заключённые, студенты архангельских вузов и техникумов, старшеклассники, — рассказывает директор локомотивного депо станции Исакогорка Галина Клещинова. — Было очень тяжело, люди болели и умирали, но дорогу построили.

Стальную ветку по болоту проложили в самые сжатые сроки. Трассу подвели к Северной Двине, когда начался ледостав. В порту Экономия стояли танки, а под Москвой именно в эти дни шла решающая битва. Единственным выходом в создании надёжной дороги, соединяющей правый берег с левым, было искусственное намораживание льда. Для этого мобилизовали большую часть пожарных гидропомп города.

Огромные, в три раза длиннее обычных шпал плахи уложили на поверхность. По неокрепшему двинскому льду скользил лёгкий трактор, за ним на длинном тросе двигались широкие деревянные сани, на которых стояла грозная машина. Рискованная операция завершилась успешно. А вскоре         в строй вступила и ледовая переправа. Первый мотовоз вёл машинист Вениамин Малючин с помощником Василием Поповым. Платформы с танками пропускали с особой осторожностью. Лёд трещал, из мелких трещин выступала вода. Железнодорожников подбадривал сам Папанин. И всё получилось!

 

Попарились —

и как огурчики!

После этого испытания военные грузы стали бесперебойно поступать в Бакарицу, далее в Исакогорку, а оттуда — прямо на фронт.

— На платформы с танками грузили комплект боеприпасов, в баки заливали бензин, а следующие с ними экипажи обеспечивали всем необходимым, чтобы машины сходу могли идти в бой, — продолжает Галина Михайловна.

Но перед этим машины проходили у нас ещё одну процедуру. Дело в том, что суда первых конвоев, прибывшие в столицу области, напоминали          айсберги, а закреплённые на их палубе танки представляли собой огромные ледяные глыбы: во время перехода судов через Северную Атлантику волны попадали в стволы орудий, боевую рубку, сковывали льдом механизмы. От ледяного панциря машины нужно было освободить как можно скорее.

Выход из ситуации нашли довольно остроумный: использовали паровозный пар. Подогнали к кораблю паровоз, подвели шланг и через брандспойт направляли струю пара на обледеневший танк. Сначала делали это на причале, а потом — в Исакогорском паровозном депо, где пара было в избытке.

— Только танки переходили через ледовую переправу, как к платформам сразу подцеплялся паровоз и мчался в Исакогорку. Состав заводили на ближайший путь, в это время работники депо уже готовили шланги, большие, как у пожарных, подключали их к паровозу и начинали обдувать танки.

Долго потом железнодорожники смеялись, что английским «валентинам» да «матильдам» устроили русскую баню. После неё танки выглядели как огурчики!

 

Откуда дровишки?

Путейцы старались как можно быстрее доставить боевые составы в Вологду. Дальше грузы следовали до станции Всполье (Ярославль), где в годы войны был специальный штаб по распределению боеприпасов и продовольствия по фронтам.

Локомотивов в то время было мало, поэтому основную тягу составляли паровозы. Нехватку угля восполняли дровами: многие паровозы пришлось перевести на дровяное отопление. Чтобы движение на магистрали не прерывалось, под топор и пилу шли всё новые и новые лесные делянки. Один машинист, рассказывает директор музея локомотивного депо, придумал ставить к паровозам тендер (вагон, предназначенный для перевозки запаса дров и воды), чтобы двигаться без остановок. И всё же нередко отправленный эшелон застревал где-нибудь между Архангельском и Вологдой. Диспетчеры тогда передавали: «Эшелон с танками остановился, не дойдя 20 км до станции Коноша. Поездная бригада и танкисты заготавливают в соседнем лесу дрова для топки».

 

Нелёгкая ноша — на женских плечах

В самом депо ушедших на фронт мужчин за станками, у паровозной топки, в службе движения заменили женщины. Они трудились самоотверженно — как на поле боя. Ещё девчонки, и ростом-то небольшие, пришли на станцию прямо после курсов, и сразу за работу. Голодные, они выполняли тяжёлый ручной труд. Нередко их снимали с работы на заготовку дров.

— Из леса топливо доставляли машинами. Ещё лошадь у нас была, Васька. Он и после войны работал. Путейцы шутили: гудок засвистел — Васька домой пошёл, — вспоминает Галина Михайловна.

Союзники удивлялись, как ловко работали женщины на самых ответственных должностях. До 80 процентов их было и среди кочегаров (одна из самых непростых специальностей).

— Тяжёлые сырые полутораметровые чурки надо было распилить и поднять на паровоз, а уголь с тента перекачать поближе, чтобы помощник машиниста мог бросать их в топку. И не просто бросать, а делать это правильно, чтобы пар поднять, — поясняет сложность работы директор музея.

На станции был и свой женский комитет. Его представители разносили из столовой хлеб стрелочникам и дежурным, которым нельзя было отлучаться. Женщины расчищали пути от снега, пилили дрова, чинили солдатскую одежду, ходили с проверками работы учреждений, торговых точек, устраивали детям праздники, занимались сбором вещей для фронта. И при этом не теряли оптимизма!

— Ветераны рассказывали: устанут, руки после работы болят, а на танцы всё равно собирались, — вспоминает Галина Михайловна.

 

***

За годы войны архангельский порт принял и отправил по железной дороге около 5 млн. тонн вооружения, боеприпасов, продовольствия и различного стратегического сырья. Благодаря в том числе и самоотверженной работе путейцев фронт оперативно получил всё, что требовалось для долгожданной победы.

Всё отдали Победе

Работница депо станции Исакогорка Забалуева Т.И.: «У меня на фронте три сына защищают нашу Родину. Я чувствую свой долг как мать оказывать мате-   риальную помощь. Я обязуюсь ещё лучше работать и подписываюсь на заём 2,5 месячного заработка и призываю весь коллектив депо последовать моему примеру».

 

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Сентябрь 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  

Архив записей