Надо ли растить Ломоносовых и Эйнштейнов?

«Наш Петенька уже учит английский». «А у нас Наташенька занимается по системе Монтессори...» Слыша такие разговоры молодых мамочек, поневоле начинаешь чувствовать свою ущербность: мы-то с чадом ни иностранные языки не учим, ни в кружки специализированные не ходим. И возникает вопрос: а вообще надо ли оно, это раннее развитие?

В раннем развитии малышей главное — не навредить

 

Обучение или развитие?

Поиск в интернете помог найти хлёсткое высказывание московского психолога, которая провела параллель между ранним развитием ребёнка и вопросами секса. Мол, оно вообще надо, если ребёнок ни психологически, ни физически не созрел?

С таким же вопросом обращаюсь к нашему северо-двинскому специалисту, медицинскому психологу первого педиатрического отделения городской детской больницы Наталье ШАРАПОВОЙ.

— Что же даёт такое раннее развитие и нужно ли оно ребёнку?

— Давайте сначала определимся, что будем подразумевать под ранним развитием. Некоторые мамы, желая похвастаться успехами и высоким уровнем развития своего ребёнка, говорят о знании букв, цифр, английских слов и т.д. Но обучение и развитие — это два разных понятия. В младенческом возрасте (до года) самое главное, что может дать мама, — внимание и любовь. Именно они стимулируют эмоциональное развитие малыша, помогают воспринимать окружающий мир как безопасный и дают толчок к желанию его познавать.

 

Знания в касании

Как только малыш начинает ходить, его возможности расширяются. Руки уже не используются для передвижения, и он может изучать, ощупывать, исследовать значительно большее количество предметов. И в этот период один из лучших способов развития ребёнка — предоставить ему как можно больше разнообразных объектов для изучения в зоне его досягаемости. Пересыпать, переливать, вкладывать, разрывать, стучать, катать, закрывать и открывать, прятать и находить, а позже — сравнивать, сортировать и группировать. Эти несложные действия позволяют малышу узнать о том, что предметы могут отличаться по форме, величине, цвету, структуре и материалу, что окружающие вещи разные, у них разное назначение. В результате начинает формироваться наглядно-действенное мышление. А речь позволяет вступать в контакт с другими детьми и взрослыми, получать новую информацию об окружающем мире, сообщать о своих потребностях.

И лучший способ обучения — постоянные беседы с малышом обо всём, что он видит и наблюдает. После года важно побуждать ребёнка к диалогу. Сначала задавать простые вопросы, на которые можно ответить одним словом, а затем переходить к освоению простых предложений. При этом чтение книг, разыгрывание сказок, весёлые песенки и пальчиковые игры будут помогать развитию речи.

 

Сообщающиеся сосуды

— Чему же учат развивающие центры?

— Существует множество программ и методик. Мы остановимся на двух системах занятий для детей от года до трёх: обучение в свободной деятельности (в основном по системе Марии Монтессори) и обучение в организованных играх и упражнениях (комп-  лексные развивающие занятия). Иногда центры пытаются совмещать эти два вида обучения, но мы всё же будем рассматривать их отдельно: слишком уж они разные по своим целям и предполагаемому результату.

О методике Монтессори сейчас знают не только профессионалы, многие родители, записывая ребёнка в центр развития, интересуются, применяются ли на занятиях принципы этого метода. У вас есть дома какая-либо коробочка с отверстиями, в который надо вставлять фигуры разной формы? Или шнуровки? Или рамочки с пуговицами, молниями и другими застёжками для тренировки пальчиков? Такие игрушки сейчас есть почти у каждого малыша, а ведь их принцип действия придумала Мария Монтессори. Но даже если вдруг у вас нет ничего из перечисленного, то уж точно у вас есть дома крупа, вода, бутылочки, ложки и миски. И тогда вы тоже можете сделать простейший монтессори-материал, дав малышу фасоль, пару ёмкостей и ложку для перекладывания фасоли из одной миски в другую.

 

Метод Монтессори

А вот именно метод — это всё же немного другое. Классические монтессори-занятия проходят в комнате, наполненной множеством специальных игрушек и материалов, которые поделены на определённые зоны. В процессе занятия малыш может свободно передвигаться по комнате и брать всё, что ему понравится. И, конечно, есть правила:

 

после работы с материалом нужно обязательно убрать его на место;

каждый ребёнок играет самостоятельно;

каждая игрушка в единственном экземпляре — и если двое детей одновременно захотят играть с ней, сделать это сможет только один из них, потому что совместной детской деятельности такие занятия не предполагают.

А комплексные развивающие занятия построены по определённой схеме, включают в себя конкретные блоки (это может быть музыка, развитие крупной и мелкой моторики, расширение представлений об окружающем мире, начальное речевое развитие, элементарное творчество и т.д.). То есть формат этих занятий больше похож на тот, что практикуется в большинстве детских садов.

 

Взрослые, не мешайте!

— Что же выбрать? В чём же преимущества и недостатки каждой системы развития и какую из них предпочесть?

— Если важно, чтобы малыш стал самостоятельным и умел сам выбрать себе занятие, то нужен монтессори-центр. Здесь ребёнок научится уважать желания других детей и контролировать свои собственные. Многие мамы, длительное время водившие детей на занятия по этой системе, говорят о двух значимых изменениях в поведении: ребёнок начал подолгу играть без взрослого, научился самостоятельно действовать с различными игрушками и предметами; он стал сам после игры убирать за собой игрушки. Развитие на таких занятиях максимально мягкое и полностью позволяет малышу реализовать именно свои интересы.

ОСНОВНОЙ МИНУС таких занятий: ребёнок не обучается действовать по чёткой инструкции взрослого, нет заданий и игры одновременно с другими детьми и с одними игрушками.

Если же важно, чтобы на занятиях малышу давали опыт пребывания в группе детей, то в развивающих центрах с организованными занятиями дети учатся слышать другого взрослого, пробуют делать что-то вместе и одновременно с остальными детьми, начинают вступать в общение друг с другом, сталкиваются с необходимостью делиться и делать что-то по очереди. И при этом рядом любимая мама.

Существует мнение, что именно такой опыт способен впоследствии облегчить ребенку адаптацию к детскому саду.

 

Количество — в качество

Кроме того, комплексные занятия вовлекают ребёнка в самые разнообразные формы деятельности: пальчиковая гимнастика и лепка, конструирование и подвижные игры, развитие речи и сюжетная игра. Даже если ребёнок не участвует активно, а просто наблюдает или даже занимается чем-то своим, всё равно он видит и воспринимает всё, что происходит. Нередко происходит и так: малыш не делает того, что предлагается на занятии, а дома повторяет отдельные элементы заданий. Родители тоже имеют возможность обучаться тому, во что ещё можно играть со своим ребёнком, чем его занять, как именно нужно предлагать игрушки и учить с ними действовать.

МИНУС таких занятий: в организованной группе сложнее учитывать индивидуальные особенности. Например, есть малыши, которым нужно больше времени на игру, чем даёт преподаватель, а есть те, кто, наоборот, быстро теряет интерес и требует более частой смены деятельности, чем предусмотрено программой. И, безусловно, с ранним развитием можно перестараться. Если вы пытаетесь научить ребёнка цифрам ещё до того, как он осознал, что предметов может быть много или мало и научился соотносить количество предметов с числом, — это уже ошибка, так как его мозг просто не готов к восприятию подобной информации. Если вы всеми силами вкладываетесь в интеллектуальное воспитание и обучение, но при этом мало внимания уделяете эмоциональному состоянию и контакту с малышом, навыкам самообслуживания (пользованию горшком, одеванию, самостоятельной еде), то идёт развитие одних сторон личности в ущерб другим.

 

Неродная речь

— Давайте поподробней о раннем обучении иностранным языкам.

— Прежде всего самим родителям надо понять, какую цель они преследуют, отдавая ребёнка на обучение. Изучение языка должно быть осмысленным. Те несколько десятков слов, выученных детьми во время занятий, долго в памяти ребёнка не удержатся. Такого рода знания опираются на механическую память, поэтому кратковременны и быстро забываются, поэтому нужны систематические занятия. Я считаю, что обучение иностранному языку стоит начинать тогда, когда ребёнок уже овладел родным языком, — в четыре — шесть лет. Прежде чем отдать ребёнка в группу раннего обучения иностранным языкам, посмотрите на его особенности: готов ли он к обучению, пусть и в форме игры, будет ли ему интересен иностранный язык или он больше увлечётся рисованием или спортивными играми.

Особое внимание необходимо уделить уровню развития речи малыша на родном языке. Если он ещё недостаточно чётко произносит звуки родного языка, путается в падежах и склонениях, то вряд ли стоит нагружать его ещё и иностранной грамматикой. И надо отметить: если малыша понимают и он понимает окружающих, говорящих на его родном языке, то у него нет мотивации к изучению иностранного языка, а без неё невозможно говорить об успешном обучении! Поэтому, может, стоит подождать годик-другой, убрать, если они есть, логопедические проблемы, и тогда обучение иностранному языку пойдёт эффективнее.

 

Больше и умнее?

Не руководствуйтесь только заманчивой рекламой или ценой занятий, обратите внимание на предлагаемую систему обучения языку, есть ли у неё продолжение для более старших детей или же это курсы-однодневки.

Необходимо помнить: если вы всеми силами стараетесь впихнуть в ребёнка как можно больше знаний и перегружаете его, это может обернуться сильнейшим стрессом, а развитие, возможно, не только не ускорится по сравнению со сверстниками, но даже замедлится. Может быть ещё хуже: ребёнок начинает часто болеть. Поэтому познавайте окружающий мир вместе со своим малышом через радость и удивление!

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Август 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Архив записей