Приёмная кампания в северодвинском филиале САФУ близится к завершению. Но уже видно: она несёт немало сюрпризов. Каких — об этом побеседуем с директором филиала Натальей НИКУЛИНОЙ.
Чем Питер проигрывает Северодвинску в борьбе за студента
Преодолеть разрыв в тысячу
— Наталья Викторовна, расскажите о предварительных итогах кампании.
— 4 августа прошёл первый этап приёма. Мы должны были зачислить 80 процентов бюджетников, а 7 августа — оставшиеся 20. Пока зачислены 183 человека: 145 из них станут студентами Севмашвтуза, 38 — Гуманитарного института. Технический колледж ещё принимает документы: зачисление пройдёт 19 августа по среднему баллу аттестата.
В этом году по высшему образованию только по очной форме обучения нам выделили на 70 мест больше. Увеличение прошло по инженерным направлениям: только в сфере кораблестроения, например, их 75. Такого количества бюджетных мест нет ни в одном институте САФУ. При этом мы осознавали, что количество выпускников в Архангельской области уменьшилось на тысячу.
— И как вы вели борьбу за абитуриента?
— Участвовали в конкурсе «Новые кадры для ОПК» и выиграли его. В нём два направления: целевое обучение и инфраструктурный проект. Мы получили дополнительное финансирование на проведение профориентационных мероприятий по нашей приоритетной форме обучения «завод—втуз». В плане инфраструктуры заявлялись вместе со «Звёздочкой» на развитие материально-технической базы новой базовой кафедры — технологии судового и энергетического машиностроения. Сейчас на ул. Октябрьской, 37, где она разместится, идут грандиозные работы. Предприятие ремонтирует первый и второй этажи, делает преподавательскую, компьютерный и лабораторный классы. Мы дополнительно закупаем туда оборудование — 12 августа оно придёт на «Звёздочку». Чтобы избежать формы допуска, кафедру сделали за территорией предприятия. Её мы также хотим использовать в целях профориентации.
Лекции под гул станков
— Чем планируется оснастить новую базовую кафедру?
— Для неё мы приобрели интерактивный класс ЧПУ за 30 млн. рублей с немецкими комплектующими. На втором этаже разместятся 22 графические станции, которые позволят работать в тяжёлых программах по проектированию. Открыть кафедру планируем до 1 октября, но зависим от погоды: отопления сейчас нет, на улице влажно, идёт небольшая задержка в ремонте.
— А занятия там будут вести преподаватели САФУ или завод тоже подключится?
— На «Звёздочке» есть винтообрабатывающее производство, представители которого работают у нас по совместительству. Один из них и возглавит кафедру. Кандидатуру пока не озвучиваем, её ещё не утвердил завод.
— Почему такой проект решили осуществить именно со «Звёздочкой», а не с Севмашем?
— Конкурс объявили летом, когда все, как правило, в отпусках. Со «Звёздочкой» смогли оперативно договориться. В этом году постараемся осуществить проект и с Севмашем: в помещении 15-го цеха должна разместиться наша базовая кафедра управлния жизненным циклом корабля, и не только для студентов системы «завод — втуз», но и для дневных направлений — технологов, информационщиков.
Бенефис иногородних
— А каков состав поступивших? Сколько в этом году городских, сколько приезжих?
— В Севмашвтузе из 145 зачисленных 134 — иногородние, больше привычных 30 процентов. И тому есть причины: выпускников в этом году меньше, физику меньше сдают, с этого года математику разделили на базовый и профильный уровни. С последним многие не справились.
— Сказалось ли это на качестве нынешнего набора?
— В этом году средний балл выше. Сегодня по филиалу общий конкурс 65 процентов: три экзамена должны быть выше 180 баллов. В том году мы не достигали порога в 60.
— Расхожее суждение о том, что из районов к нам приезжают не самые сильные выпускники, не оправдывает себя?
— Иногда приезжают: есть поступившие целевики и со 129 баллами. Для таких ребят осенью проводим бесплатные курсы по математике и русскому языку. Из некоторых потом выходят хорошисты — было бы желание.
— Хватит ли места разместить всех иногородних?
— У нас есть общежития на
пр. Труда, 7 и Ленина, 42: в них порядка 240 мест. В том году помогло министерство образования: бывшее 22-е училище на первое время выделило 25 мест на
пр. Морском.
В регионе уже тесно
— Такой результат был бы невозможен без грамотной профориентации. Как она велась за территорией Северодвинска?
— Большую роль здесь сыграли заводы. Мы ездили совместно с их представителями в Онегу, Котлас, Каргополь, Плесецк, Мезень. В следующем году хотим расширить географию: если деньги будут, начнём ездить за пределы региона.
— Куда, например?
— Пока думаем. Будем искать такие города, где с трудоустройством похуже и где есть выпускники. У нас в этом году почему-то даже из Воронежа приезжали абитуриенты. Выпускники целенаправленно шли на направление «завод — втуз».
Не теряем и местных ребят: второй год проводим инженерную школу для старшеклассников, закупили оборудование и роботов. Есть у нас также гуманитарная и техническая школы.
— А с профильным лицеем № 17 работу ведёте?
— Обязательно. Мы живём рядом и перенимаем опыт друг друга по робототехнике. Сейчас думаем насчёт физики: у лицея есть проблемы в оснащении лаборатории. Если выиграем конкурс, хотим закупить современное интерактивное оборудование. Это помогло бы и к олимпиадам готовиться.
Магистратура теперь и дома
— А со столичными вузами как удаётся держать конкуренцию? Ведь по традиции самые перспективные ребята мечтают учиться в Питере или Москве.
— Мне кажется, когда-нибудь этот стереотип поменяется. Моя дочь, например, поступила в магистратуру в Петербургский экономический университет. Год отучилась, приехала домой на каникулы, устроилась на работу и возвращаться не хочет. Многие боятся, что в Северодвинске нет перспективы именно по работе. Но столичные реалии заставляют задуматься: приходится работать в частных фирмах с неофициальной зарплатой, небольшими отпусками, долгими переездами в метро. Ради чего такой ритм? Чтобы просто жить в Питере?
— Считаете, такое понимание придёт без вашего участия или со стороны вуза для этого тоже что-то делается?
— Раньше мы отставали по материальному обеспечению. Сейчас у нас прекрасные ремонты. Заходишь в вестибюль — светло, радостно, чисто, красиво. На втором этаже оформлены стенды по заводам, студенты их читают, интересуются. Недавно корпус Б отремонтировали, туда закуплено современное оборудование для лабораторий на 50 млн. рублей.
Добавлю, что в этом году мы наконец-то лицензировали магистратуру по техническим направлениям — кораблестроение и машиностроение, а также экономический менеджмент на предприятиях судостроения. Со следующего года студенты после окончания бакалавриата смогут продолжить обучение здесь, в Северодвинске.
— Аудитории — это хорошо. А как же кадры: новые приходят?
— Потихонечку подтягиваем молодёжь. На кафедре электротехники, например, Денис Гладкий активно ведёт профориентацию и работает над диссертацией. На кафедре управления в технических системах трудится лауреат городской Ломоносовской премии Сергей Платоненков, а на кафедре кораблестроения и сварки — кандидат технических наук Елена Лебедева. В этом году десять наших специалистов съездили на стажировку в Питер в ЦНИИ Крылова — базовый научный центр наших предприятий. Они посмотрели базу, получили задания и в конце сентября едут защищать свои работы.
Менеджмент не в почёте
— Читала, что в этом году конкурс был выше на специальности Гуманитарного института.
— Если судить, что там по экономике, например, всего четыре бюджетных места, а заявлений на них 34, то конечно. Пользуется спросом и юриспруденция.
— Неужели с конца 1990-х ничего не изменилось?
— Изменилось: плохо идут на менеджмент. И для нас это стало удивлением. Наконец-то люди осознали: ведь что такое менеджмент без объекта управления? Хорошо идут у нас в магистратуру на менеджмент образования. Тут всё понятно: это директора школ, их заместители и специалисты садов. В остальном предпочтения те же: популярны иностранный язык, дошкольное образование и филология. Сложнее с психолого-педагогическим образованием: там биология. Все, кто сдают её в Северодвинске, заточены под медицинские вузы.
— Есть какие-то задумки по дальнейшему развитию филиала?
— Хотим обратить внимание на сетевое взаимодействие с ведущими университетами — питерской «Корабелкой», московской Бауманкой, сделать наших студентов более мобильными. Планируем развивать и дистанционные формы обучения: есть студенты из Нарьян-Мара, которым ездить сюда дороговато. Сейчас у нас есть все системы и платформы, чтобы осуществить задуманное. Ну и будем продолжать наводить порядок. Хотим, например, между корпусами А и Б сделать тематическую площадку, связанную с деятельностью предприятий. Образование должно быть не только качественным, но и интересным.