Покорители Белого моря

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2015/08/1414_d1080.jpg

Беломорье не зря называют колыбелью кораблестроения. Ещё одно подтверждение тому — успехи энтузиастов, «оживляющих» чертежи прошлого на Соловецких островах. К одному из их творений можно будет прикоснуться совсем скоро: в Архангельск идёт копия государева судна — яхта «Святой Пётр».

Соловецкие энтузиасты ставят на воду копии судов от Петра Первого до неолита

 

Возвращение «Святого Петра»

Её строительство — уникальный проект, реализованный Соловецким морским музеем и Товариществом северного мореходства.

Строить яхту на Сельдяном мысу начали ещё в 2003 году. За это время она собрала вокруг себя добровольцев из Москвы, Петербурга, Архангельска, Петрозаводска. Руководитель строительства судна Александр Лапенко — из Великого Новгорода. Чтобы освоить редкое в наше время ремесло, ему пришлось пожить в Питере и Архангельске.

— Я не оканчивал судостроительного института. Но в какой-то момент у меня проявился к этому интерес, я нашёл архангельского мастера Сергея Рекина и поработал с ним. Он нам и здесь первую доску закладывал, — рассказывает Александр.

Современный «Святой Пётр» выглядит почти так же, как и его исторический прототип — яхта голландского образца, построенная для Петра I в Архангельске в 1693 году. Небольшой парусный корабль имел одну мачту с прямым и косым парусами и был вооружён 12 пушками. По бортам подвешивались шверцы (балансиры) для большей устойчивости в бурном море. На «Святом Петре» 6 августа того же года государь вышел в открытое море сопровождать уходившие из Архангельска голландские и английские купеческие суда. В мае следующего, 1694 года он снова приезжал в Архангельск, откуда совершил плавание на Соловецкие острова.

 

Покорить Европу

Однако сходство с легендарным прототипом только внешнее: яхта выполнена по новейшим судостроительным технологиям и оснащена необходимыми системами навигации и жизнеобеспечения.

— Это реплика с внесёнными авторскими изменениями, — объясняет Александр. — Во-первых, установлен мощный двигатель. Во-вторых, из-за того, что наша верфь не вмещала яхту натуральной величины, пришлось изменить её размеры с 18 до 13 метров.

— А туристические фирмы ещё не заинтересовались вашим строительством?

— Нам это неинтересно. Лодка строится для серьёзных целей, не для покатушек.

На ней планируется совершать экспедиции в разные районы Белого и Баренцева морей в этнографических, исследовательских и исторических целях. Новое судно сделает достижимыми острова Колгуев и Вайгач, архипелаг Шпицберген, а в перспективе и морской поход вокруг Европы. А пока же, если не помешает погода, яхта придёт в Архангельск 6 августа. В столице Поморья судно также должно пройти техосмотр в Государственной инспекции по маломерным судам.

 

1415_d1080

 

 

За столетия до Петра

«Святой Пётр» среди историков принято называть первым кораблём, построенным в России. С поправкой – военным. Ведь русский промысловый и торговый флот на Белом море возник за столетия до государя, о чём живо свидетельствует экспозиция Морского музея на Соловках.

Среди экспонатов — подлинные вещи, найденные учёными в экспедициях к берегам Белого моря. Это детали старинных судов, предметы морской навигации, плотницкие инструменты, применявшиеся при кораблестроении, традиционный инвентарь поморов-промысловиков и многое другое. Сам музей разместился в амбаре для гребных судов — памятнике монастырского морского хозяйства 1841 года.

Есть в коллекции и деревянный киль поморского судна XVIII—XIX веков из урочища Параниха, а также примеры староманерных судов до заимствования европейских образцов. Например, макет лодьи «Святой Зосима», построенной по заказу Соловецкого монастыря в одном из поморских сёл в 1790 году. Не менее впечатляет и выполненная в натуральную величину по традиционной технологии поморская шняка, выполненная для того, чтобы задокументировать процесс морехождения и строительства народной лодки.

 

Без единого гвоздя

Строили её при полном соблюдении допетровских кораблестроительных технологий — по описаниям и чертежам конца XIX—начала XX века. Основным инструментом был топор, доски корпуса сшиты вицей — еловым корнем, который замачивался в воде, становился гибкими и использовался как толстая нитка.

— Ни гвоздя, ни грамма металла здесь нет. Все изделия, похожие на гвозди, деревянные, — подтверждает Александр Лапенко.

Таким образом — без единого гвоздя — строились крупные поморские кочи и лодьи водоизмещением до 300 тонн. C XV—XVI веков такие суда широко использовались для каботажного плавания в бассейнах Белого и Баренцева морей, в районах Колы и Кольского полуострова, Норвегии, Архангельска, Холмогор. Предназначались в основном для лова трески. Воспроизведённая поморская шняка имеет одну мачту с прямым парусом. Она уже пробовала беломорской воды и, как заметил историк Василий Матонин, председатель Товарищества северного мореходства, показала неплохие мореходные качества.

 

Первобытные загадки

А что если дерзнуть и заглянуть ещё раньше, лет этак за пять тысяч до нашей эры? Да-да, тут нет ошибки: именно в эпоху неолита, согласно археологическим данным, древние люди и начали осваивать острова Белого моря.

Подтверждение тому — порядка трёхсот изображений суден, обнаруженных в одном из знаменитых скоплений беломорских петроглифов — карельской Залавруге («Магическая Залавруга», СР за 11 августа 2012 года) близ Беломорска. Археологи предполагают, что первобытные люди могли ходить на Соловки на тяжёлых лодках-долблёнках (однодеревках) и на лёгких каркасных лодках.

— Остатков этих лодок в культурном слое найти мы не можем. И дерево, и другие материалы, из которых они могли быть созданы, исчезают за тысячелетия, — рассказал археолог с 35-летним стажем Александр Мартынов.

Однако одна из находок — якорные камни весом около 5 кг, обнаруженные в культурном слое первобытных стоянок Соловецкого архипелага,— натолкнула на мысль: лодка, для которой он предназначался, должна быть лёгкой. Её обшивкой могли стать шкуры морских животных или… берёста!

 

Плыви, моя берестянка

В этом же направлении думал и народный мастер по берёсте из Котласа Александр Шутихин. В своё время он натолкнулся на документы, рассказывающие, что по реке Юг ещё в XVII веке купцы возили за сотни километров товары на берестяных каюках.

Впрочем, известна эта технология была и гораздо раньше. Мастер сделал несколько пробных вариантов такой лодки и прошёл на ней по Северной Двине. Позже энтузиасты нашли друг друга, чтобы осуществить более дерзкий эксперимент: воспроизвести первобытную лодку и испытать в условиях Белого моря.

Весной 2009 года в районе Кеми такая лодка длиной 5,5 м была сделана. Каркас из еловых веток по подобию рыбьего скелета обтянули берёстой, дыры заделали раствором из смолы и свиного жира. Экипаж совершил двухдневный переход через архипелаг Кузова до Большого Соловецкого острова, доказав возможность плавания по Белому морю на берестянках!

Позже были созданы и другие лодки — с обшивкой из кожи быка и долблёнка. На них в общей сложности пройдено 650 км по Северной Двине и Белому морю. Такими ли были прародители, давшие жизнь беломорскому судостроению? Пока что можно лишь догадываться, глядя на экспонаты выставки «Древние морские пути» Соловецкого музея-заповедника.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Август 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Архив записей