Про нерадивых студентов и царей

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2015/07/1079_d1080.jpg

К интервью с этим человеком я шла через долгое заочное знакомство. Несколько лет назад друг взахлёб делился впечатлениями о книге этого автора: мол, вот кого надо тебе брать в герои – такой уникальный взгляд на историю, такое знание родного края... Ещё через несколько лет знакомая журналистка с большой теплотой отзывалась о нём как о педагоге и коллеге своей мамы. И вот наконец настало время мне лично познакомиться с преподавателем, историком, экологом, путешественником и писателем Валерием ЛИСНИЧЕНКО. И повод для общения выпал двойной и приятный — недавний 60-летний юбилей и выход новой книги. Впрочем, обо всём по порядку...

Валерий Лисниченко о профессиональных подвигах и процессе написания книги

 

Мои дороги — моё богатство

С первого взгляда стало понятно: этот доброжелательный человек, с интересом разглядывающий меня, умеет одинаково прекрасно и слушать, и говорить. Ну ещё бы — такой опыт работы с молодёжью! И невзирая на то что подобных интервью я провела немало, оробела, как студентка:

— Здравствуйте, Валерий Васильевич! С юбилеем вас, шесть – ноль в вашу пользу!

— Спасибо, приятно слышать такую трактовку! По крайней мере, звучит не угнетающе.

— Сколько за это время пройдено дорог… Вы же большой путешественник…

— Да уже маленький. Вот раньше да, были путешествия. К четвёртому курсу обучения в своём вузе подсчитал, что побывал в 53 городах нашей необъятной Родины. Причём не просто проездом, а прожил там как минимум дня три. Это только к четвёртому курсу, а к нему ещё 40 лет жизни добавилось. Представляете, сколько у меня за спиной дорог? И они — всё мое богатство.

 

А студент пошёл тот!

— А опыт общения с учениками и студентами можете назвать богатством?

— Разумеется! Может, звучит нескромно, но вряд ли в Архангельской области найдётся ещё один человек, который имел бы такой обширный педагогический опыт. Я начинал в педагогическом десанте «Комсомольской правды», была такая организация в своё время. Оттуда нас направили в школу Онежского района.

Я тогда был преподавателем географии, биологии, химии, физики, черчения и всего остального, что может быть в сельской малокомплектной школе. И началась работа: преподаватель сельской восьмилетней школы, преподаватель сельской средней школы, директор вспомогательной школы Приморского района для детей с отклонениями умственного развития, директор школы № 8 и 11 города Северодвинска, директор школы № 35 при Севмаш-втузе для одарённых детей, — самые большие умнички со всего города у нас там обучались. Далее — замдекана, помощник проректора Севмашвтуза, помощник ректора, секретарь учёного совета, доцент, кандидат педагогических наук, профессор международного института управления…

— Не хватает пальцев на руках! Уверена, за столько лет преподавания вам очевидно: изменились ученики и студенты? Многие педагоги сетуют, что ребята нынче уже не те.

— Меняются ребята. Причём регулярно. Вот лет 15 назад было действительно страшно — был демографический провал, и в институты брали всех, кто приходил. А уж на платной основе брали контингент, который по окончании вуза с трудом мог найти себя в жизни. Так называемые молодые специалисты на деле таковыми не были. Им нужно было ещё многие годы учиться на практике, чтобы что-то путное могло получиться.

А вот последние пять-восемь лет эта дикая и глупая тенденция начинает постепенно исчезать. В институты приходят ребята, которые действительно хотят учиться. Так что и качество студентов, и качество преподавания улучшилось.

 

1078_d1080

 

 

Экологическая логика

— У вас вышла новая книга. Расскажите о ней.

— Над ней я и моя супруга Наталья Борисовна работали пятнадцать лет. Мы шли к ней. Причём она создавалась органично, одно событие служило поводом для другого. Я защищал диссертацию в день своего сорокапятилетия по теме формирования системы взаимоотношений человека и окружающей среды.

Суть в том, что каждый человек руководствуется какой-то определённой моделью: один может принести ей вред, другой никогда этого себе не позволит. После защиты понял: такая концепция актуальна во все времена для всех народов. Я проанализировал, как действует экологическая рациональная модель поведения на поморов, и мы с супругой выпустили книгу «Экология поморов». Потом выпустил серию статей на тему экологической модели поведения Михаила Ломоносова.

До нас никто этим вопросом не занимался. А затем нам стало интересно проанализировать экологические взгляды Петра Первого. И взглянув на этого исторического персонажа как на эколога, пришли в ужас. Оказалось, всё написанное о Петре и петровской эпохе на 80 процентов лживо.

— У вас есть серьёзные основания это утверждать?

— Мы 15 лет собирали материал, использовали множество источников. Если учесть, что официальные источники сфальсифицированы, то надо опираться на косвенные. Мы смотрели на экономику того времени, анализировали отчёты иностранных резидентов, учитывали даже географические аспекты, и нам удалось найти огромное количество материала, который говорит о том, что Пётр — самый большой в истории России царь-неудачник. Поэтому и книга наша называется «Царь Ероха». Ероха — презрительное название Петра Первого, которое ему дали казаки-некрасовцы, сражавшиеся с ним на Дону.

 

Сиятельные воры — управленцы

— Так о чём всё-таки книга?

— О том, насколько мы все с вами ошибаемся. По статистике, в нашей стране 20 процентов населения чётко оценивают личность Петра и считают его очень плохим. Но 80 процентов основываются на том, чему учили со школы: Пётр Первый — великий реформатор. Однако его никогда не оценивали как главу государства. А как глава государства он полное ничтожество. Он не управлял страной, передоверив менеджмент сиятельным ворам.

Как, скажите, Меньшиков мог украсть сумму, превышающую годовой бюджет России? Ещё один маленький пример. Двадцать один год шла Северная война. За это время Пётр находился за границей пять с половиной лет.

— Не боитесь скандальной реакции на выход такой неоднозначной книги?

— Боится тот, кто не владеет информацией. А мы настолько хорошо проработали все вопросы, что можем бояться только одного — глупости и тупости. Кому интересно, обязательно почитает и задумается. Я подарю эту книгу всем муниципальным библиотекам города.

— Спасибо вам за интересную беседу и примите ещё раз поздравления с прошедшим юбилеем.

— Спасибо и вам. Позвольте мне как юбиляру пожелать всем северодвинцам быть хозяевами собственного города. Он у нас маленький, компактный, чистенький. И насколько мы с вами разумны и дружелюбны, настолько надёжна его экологическая безопасность. А она создаёт будущее для нас и наших детей.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июль 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архив записей