Привет от элитной бурёнки

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2015/07/721_d1080.jpg

Каждый день в разных районах Северодвинска и в ближайших к нему дачных кооперативах можно слышать протяжный сигнал машины. «Молоко привезли!» — спохватываются горожане и спешат с бидончиком к месту встречи. Там уже, как правило, выстраивается очередь. Деревенское молоко пользуется спросом — натуральное, жирное, из него многие сами делают и простоквашу, и творог, и домашнюю сметанку. Пальчики оближешь! Те, кто привыкает покупать молочко из-под буренки, потом за ним в магазин редко приходят.

Племенной завод «Кехта» снабжает Северодвинск натуральным молоком

 

Среди заливных лугов

«Узнайте, что за хозяйство нам поставляет молоко. Как сейчас живется фермерам?» — такой наказ мы получили от покупателей. И отправились на племенной завод «Кехта», что находится примерно в 25 км от Новодвинска, в деревне Матвеевская. Участок дороги непростой — машину трясет то по бетонке, то по потрескавшемуся асфальту с огромными выбоинами. Представьте, как нелегко приходится водителям четырёхтонных молоковозов, которые каждый день доставляют продукт в Архангельск, Новодвинск и Северодвинск.

Но, прибыв на место, мы ахнули: «Какая красота!» Вольно разлилась река Двина, которую обнимают заливные луга и причудливые холмы. Воздух, напоённый запахом трав, заставляет дышать полной грудью, а широкие горизонты —забыть о городской суете. В таких живописных местах и пасутся коровушки — так ласково называет своих подопечных председатель племзавода «Кехта» Илья Юрьевич Павлов.

 

Председатель племзавода «Кехта» Илья Павлов. Фото Андрея Мирошникова

Председатель племзавода «Кехта» Илья Павлов.
Фото Андрея Мирошникова

 

 

Буренки это непростые, а лучшие представители элитной холмогорской породы, которая отличается выносливостью, высокими надоями и стойкостью к болезням. Всего в хозяйстве сейчас 900 голов, из них 400 дойного стада. Наших коров племзавод поставляет даже на Ямал. Стрессоустойчивые северянки, привыкшие к суровым погодным условиям, и долгую дорогу хорошо переносят, и к условиям ямальского климата быстро привыкают. Надоями они своих хозяев радуют: каждая дает не менее 5 000 кг в год.

Но легко ли выращивать таких красавиц и, главное, рентабельно ли?

 

«Ковбой» Александр работой доволен: если добросовестно трудиться, зарплата около 25 тысяч выходит, что для деревни очень неплохо. Фото Андрея Мирошникова

«Ковбой» Александр работой доволен: если добросовестно трудиться, зарплата около 25 тысяч выходит, что для деревни очень неплохо.
Фото Андрея Мирошникова

 

 

Как выживаем

— Имея статус племзавода, мы получаем поддержку по федеральным программам, — рассказывает Илья Юрьевич. — Если в 2014-м на одну голову скота выделялось около 6 000 рублей, то в этом году сумма уменьшилась до 4 300 рублей. Областные дотации остаются на том же уровне — около 4 рублей за килограмм молока. Конечно, до конца года этих денег нам не хватит, мы их успеем использовать до октября-ноября. С одной стороны, с высоких трибун декларируется поддержка аграрному сектору, но выживать фермерским хозяйствам по-прежнему трудно. Комбикорма за год подорожали с 14 рублей почти до 17 рублей за кг, выросло в цене топливо, электроэнергия достигла отметки почти в 8 рублей за киловатт-час, а в Вологодской области— всего 3. 50! Никакой компенсации сейчас на эти затраты мы не получаем. Задолженности мы допустить не можем, а то туши свет! Без электроэнергии ферма работать не может.

Действительно, высокая себестоимость продуктов наших сельхозпроизводителей затрудняет её реализацию даже на продовольственном рынке Архангельской области, не говоря о средней полосе. То, что производится за пределами региона, продаётся в наших магазинах дешевле, поэтому пользуется спросом. У северных хозяйств затраты большие, а цена закупки низкая. В прошлом году, говорит Илья Павлов, закупочная цена за молоко достигала 30—32 рублей за литр, но в этом году, несмотря на выросшие издержки, она не поднималась выше 20 рублей.

Цены и кредиты

— Мы стабильно работаем с вашим предприятием ОАО «Северодвинск-молоко», на днях нам сообщили, что молокозавод снижает закупочную цену, — комментирует Илья Павлов. — В регионе цены диктует лидер — архангельский завод ОАО «Молоко», закупающий у разных совхозов большие объемы продукции. Остальные предприятия ориентируются на них. Наши 400 коровушек производят ежесуточно 8 тонн молока, мы должны продукцию сразу же реализовать, поэтому соглашаемся и на такие условия. Фермы южных районов области, например из Вельска, могут везти молоко в Ярославль или Москву и дороже продать. Но у нашего хозяйства рынок сбыта ограничен. Боюсь, как бы не повторилась сложная ситуация 2009 года, когда комбикорма стоили 12 рублей, а молоко у нас закупали по 10.

Конечно, хозяйство выручает дополнительная торговля в трех ближайших городах и в дачных кооперативах, где люди покупают натуральное молоко по 50 рублей за литр. Но впереди — новые затраты. Недавно ушло 2 млн 700 тысяч рублей на замену молокопроводов, они теперь из нержавеющей стали. Сейчас кооператив начал реконструкцию телятника на 225 голов — он будет с прозрачной крышей, что даст экономию электроэнергии. Для модернизации нам понадобился кредит.

— В прошлом году я получал кредит под 13% годовых в Россельхозбанке, —продолжает председатель, — а сегодня с утра ездил оформлять кредит в этом же банке (в котором у нас хорошая кредитная история), но уже под 24%. В условиях договора появились пункты о штрафных санкциях и личном поручительстве руководителя и главного бухгалтера предприятия. Кризис меняет условия игры.

 

Робот или человек?

И всё же те, кто хочет трудиться на селе, могут неплохо заработать. На племзаводе «Кехта» сейчас трудятся более 80 человек: ветеринары, зоотехники, операторы машинного доения, бухгалтеры, а также пастухи, рабочие по кормозаготовкам. Если человек хорошо работает, без прогулов, ему начисляется 70-процент-ная премия к зарплате. Работать на ферму приезжают люди из соседних деревень и даже из Новодвинска, сюда их ежедневно доставляет автомобиль. Илья Павлов вспоминает, что, когда начинал работать в кооперативе в 2004 году, штат был почти в два раза больше, но тогда ещё занимались выращиванием овощей. Нерентабельно. Поэтому сейчас хозяйство выживает только за счёт молока.

Лучшие результаты по надоям достигаются весной и летом, когда стадо привольно пасется на лугах. У коровушек свой режим дня: с 6 до 9 утра — дойка, а потом длинная «прогулка» до 17 часов, затем вечерняя дойка и сон. За буренками ухаживают, у каждой, помимо номера, есть своё имя. В хозяйстве не стали переходить на роботизированную технику. Здесь вспоминают случай в соседнем районе, когда из-за сбоя программы не было подоено целое стадо. Да и общение с человеком (а не с роботом) животному, оказывается, тоже необходимо. Девушки-доярки и слово ласковое питомцам скажут, и по спинке похлопают. Может быть, ещё и поэтому молоко из Кехты такое вкусное и питательное?

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июль 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архив записей