Почему гибнут памятники?

Сказать, что Архангельская область богата историко-культурными памятниками, значит не сказать почти ничего. Поморский Север — настоящий заповедник древнерусской деревянной архитектуры. По концентрации творений деревянного зодчества с нами может соперничать только Норвегия. Наши западные соседи памятники берегут и лелеют. А мы?

Депутаты областного Собрания и чиновники говорили о судьбе деревянной архитектуры Севера

Что имеем, не храним
На расширенном заседании комитета областного Собрания по культуре и туризму огласили цифры: 1849 объектов культурного значения существует в области, из них 507 — федерального масштаба, 1342 — регионального. А вот памятников местного значения нет! Не спешат муниципалы обременять себя заботой о культурном наследии. Из 507 памятников федерального значения 224 (44%) — это произведения деревянной архитектуры.
Нёнокса, Кимжа, архитектурные ансамбли Каргополья, купеческие дома старого Архангельска, наконец музей «Малые Корелы». Нам есть чем гордиться. Пока есть… Ибо из 1849 шедевров зодчества 250 существуют только на бумаге. Не уберегли: огонь, вода и людское безразличие сгубили памятники старины. Ещё примерно 700—800 достопримечательностей находятся в аварийном состоянии, и мы можем потерять их в ближайшие годы.

Русская старина и новорусский китч
Кто виноват? Муниципалов поминали часто и недобрым словом. Особенно досталось архангельским. Точечная застройка по соседству с купеческими особняками столетней давности разрушает историческую городскую среду. А те старинные здания, что достались современным купцам, часто тоже теряют свой исконный облик. Как будет восприниматься дом конца девятнадцатого века, обшитый жёлтым сайдингом?
Претензии прозвучали и в адрес подрядчиков-халтурщиков. Недобросовестная реставрация способна погубить то, что пощадили время и стихия огня. Среди наиболее уязвимых объектов — Сретенская церковь в Рикасово.
Кроме того, сетовали собравшиеся на пассивность общественных объединений, призванных заботиться о памятниках прошлого. Есть у нас региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников, ещё недавно громко заявлявшее о себе. А теперь о нём не слышно. Есть и другие организации, в уставных документах которых значится среди прочего забота о сохранении творений рук зодчих. А в реальности получилось так, что заботятся о сбережении культурного наследия Русского Севера только несколько фондов, зарегистрированных… в Москве.

Требуются профессиональные реставраторы
А ещё не хватает в регионе реставраторов. Необходимо возрождать плотницкие школы, отметил депутат Василий Гришин. САФУ должен бы готовить специалистов для реставрации памятников. Кроме того, есть у нас колледж культуры и искусства, который мог бы выпускать мастеров со средним специальным образованием. Наконец, студенческие стройотряды: именно им, сумевшим в свое время сохранить от разрушения 19 памятников деревянной архитектуры, благодарна администрация Кенозерского национального парка.
Проблема спасения памятников древнерусского зодчества — вопрос не только культурный, но и политический, и экономический. В последнее время мы много говорим о развитии туризма в регионе, ежегодно проводятся форумы. Но представьте, что туристы приедут посмотреть памятники, а увидят пепелища и развалины, в лучшем случае — новоделы в сайдинге. О каком «Серебряном ожерелье Севера» тогда вести речь?

Муниципальный смотритель
Добавим к сказанному и тот факт, что далеко не все здания, достойные звания памятника, имеют его. На наших глазах разворачивается драма северодвинского дома, где в юные годы жил писатель Валентин Пикуль. А если бы энтузиасты не взялись за создание дома-музея Иосифа Бродского в Коношском районе, если бы власть их не поддержала, сохранили бы мы память о пребывании поэта в северной ссылке? А сколько ещё таких исторических домов осталось на территории нашей области?
На вопрос «Кто виноват?» участники заседания ответили. Осталось задать другой классический русский вопрос: «Что делать?» Одно из предложений, вошедших в резолюцию, — узаконить институт муниципальных и общественных смотрителей за памятниками. Нужен мониторинг их состояния, необходимо выявлять и брать под охрану те из них, которые пока что не попали в число объектов, имеющих историко-культурную ценность. В федеральный проект «Культура Русского Севера» предложено включить раздел «Церковная археология» и подраздел «Деревянная архитектура Русского Севера». А руководству САФУ рекомендовано организовать подготовку и переподготовку кадров реставраторов.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июнь 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архив записей