Главком стапеля

Кажется, ещё вчера он совершал неспешные прогулки по издавна знакомой улице. Ему по душе был этот зелёный уголок проспекта Ленина у Дворца культуры «Строитель». Тихой эта городская окраина слыла до поры до времени, пока в магазинах напротив не появились круглосуточные точки разлива спиртного и «однорукие бандиты», которым он, ветеран Севмаша, объявил беспощадную войну...

6 июня Юрию Трофимову исполнилось бы 79 лет

В Приморье родился, в Поморье пригодился
Совсем недавно он был среди ветеранов-корабелов на юбилейных вечерах Севмаша и родного 55-го цеха, обменивался житейскими новостями, много шутил. Если находилась гитара, вместе со всеми подпевал знакомую песню.
В декабре прошлого года, во время торжеств, посвящённых Дню Героев Отечества, его, одного из немногих, удостоили звания «Заслуженный работник Севмаша». Это была последняя награда корабелу, кавалеру двух орденов: Трудового Красного Знамени и «Знак Почёта»…
Дорога в корабелы началась для него с окончания Владивостокского высшего инженерного училища и поступления на СМП. Вместе с ним в 1958 году в наш город прибыли дальневосточники Анатолий Макаренко и Валентин Левченко, Иван Гончаров и Гавриил Тугаринов, братья Владимир и Николай Ковали, Василий Ткаченко.
Заказ на молодых специалистов из Приморья сделал Евгений Павлович Егоров, знаменитый директор Северной судоверфи, начинавшей в то время строить атомные подводные лодки. Вместе с выпускниками Уральского политеха, Одесского института инженеров морского флота, Севастопольского приборостроительного института, ленинградской и николаевской «корабелок» они образовали мощную инженерную силу, с помощью которой будущему флагману отрасли предстояло в сжатые сроки достигнуть значительного прогресса в организации производства.
Для уроженца Приморья Русский Север — Поморье — стал судьбоносным. Без малого 40 лет выстраивалась здесь линия его жизни на производстве. Начинающий инженер-механик находил поддержку у наставников, в том числе Израиля Камая, тогда ещё начальника цеха. Засидеться в мастерах начинающему специалисту Израиль Лазаревич не позволил, назначив его начальником второй позиции.
В орбиту ответственности самого молодого в истории цеха начальника участка в одночасье вошли строящиеся на линии подлодки и трудовой коллектив в несколько сотен человек.
Напутствуя поступающих рабочих, новенький начальник говорил: «Фамилия моя Трофимов, звать Юрий Андреевич, можно просто Юра…». И вводил людей в круг предстоящих дел.

Ставка на людей. И на порядок
Прежде всего главком второй позиции взялся за организацию на территории элементарного порядка. Сооружаемые возле строящихся подлодок технологические леса освобождал от излишней оснастки и нагромождений. Внимательно следил за чистотой подошвы дока.
Однажды в зону этого заведования спустилась с проверкой директорская свита. Обратившись к своему окружению, Егоров тогда заметил: «Глядите, какой порядок поддерживает здесь Трофимов. Помогайте ему».
Припоминаю в этой связи ноябрьскую встречу заслуженных ветеранов Севмаша с нынешним начальником 50-го цеха Николаем Кузнецовым. Руководитель рассказывал аудитории клуба «Корабел» не столько об истории 75-летнего производства, сколько о его настоящем и будущем. А когда настало время задавать вопросы, гостю пришлось туговато.
— Как вы собираетесь поддерживать температуру воздуха на подошве модернизируемого дока, какой, по вашему мнению, она должна быть? — вопрос от Трофимова.
Поднятая ветераном тема вовсе не носила праздный характер. В своё время именно ему доводилось заботиться об условиях работы людей. Если малярам достаточно было постоянной температуры, то специалистам по покрытиям надо было выдержать определённую влажность, что соблюдалось безукоризненно.
Развивая производство, Трофимов делал ставку на людей. Чтобы передать им позицию руководства и услышать их, он организует так называемые места утреннего развода, оборудует их сиденьями, цветочными вазонами и микрофонами. Опыт подобной агитплощадки позднее распространился и на другие участки.
С подачи Трофимова отношения между трудовыми коллективами, в частности между смежниками и поставщиками, стали открытыми и прозрачными.
Со стапельного конвейера сходят одна подводная лодка за другой. За первыми кораблями последовали корабли второго и третьего поколения. Люди заметили в безупречном ритме этого конвейера весомую долю труда Юрия Андреевича. Способного организатора, умело находящего дорогу к человеку, избрали зампредседателя заводской профсоюзной «первички», а спустя несколько лет выдвинули в руководители стапельно-сдаточного производства.

Слуга двух цехов
Четвёртый начальник ССП взялся за штурвал двух цехов в 1986 году. До него эту ношу несли Израиль Камай, Давид Пашаев и Юрий Кондрашов. Трофимову достался самый протяжённый этап этой эстафеты.
Уверенно отслеживая готовность строящихся в эллингах заказов, он подчинил себе научную организацию труда, вплотную приблизившись к основам науки управлять. Он же был инициатором создания музея ССП — чтобы о достижениях того времени помнили. Дело, которое оставил после себя этот талантливый управленец, продолжает жить в производствах, размещённых под сводами двух красавцев цехов, в могучих кораблях, в сердцах корабелов.
Воспоминаниями о незаурядной судьбе корабела со мной охотно делились известные ветераны Нил Байбородин, Юрий Некрасов, Николай Царёв. Список этот можно продолжать. Яркую жизнь Юрия Андреевича не вместят ни десятки рассказов, ни одна газетная страница.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июнь 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архив записей