MENU

03.06.2015 • Политика

Поморскому туризму всегда что-то мешает

В Архангельской области прошел Третий международный туристский форум, собравший несколько сот участников из многих регионов России. Главными темами столь масштабного туристского слёта можно считать продвижение региональных и местных брендов и развитие индустриального туризма. О последнем надо сказать особо

Откроют ли режимные предприятия двери гостям для экскурсий?

Рыба, сувениры, космодром
Сегодня многие предприятия любезно отворяют свои двери туристам. И не только заводы и фабрики, производящие сувениры, как великоустюжская «Северная чернь», но и, к примеру, Кольская атомная станция. При строгом пропускном режиме и мерах безопасности её руководители находят возможность пустить на свою территорию посетителей. Пять тысяч гостей в год — таков поток туристов, не боящихся псевдоэкологических страшилок и желающих своими глазами увидеть источник грозной и так необходимой энергии.
Как обстоит дело с промышленным туризмом в Архангельской области? Пока интерес к привлечению туристов проявили немногие предприятия, среди них «Беломорские узоры», Солзинский рыборазводный завод, производители алкогольной продукции. А между тем большинство опрошенных жителей области и её гостей желали бы побывать на космодроме «Плесецк» и северодвинских предприятиях ВПК. Только кто ж их туда пропустит?
Оказывается, пустить могут.

Вход воспрещён!
По крайне мере, студентов и школьников. Как заявил врио губернатора области Игорь Орлов, предварительное согласие профильных ведомств на посещение любознательной молодежью космодрома и оборонных предприятий есть. Дело идёт к подписанию соответствующего соглашения. С взрослыми туристами сложнее. Достаточно сказать, что ответственным лицам российской космической гавани запрещено иметь дело с коммерческими структурами, в частности туркомпаниями.
Мешают развиваться индустриальному туризму и недоработки действующего законодательства (само это понятие пока не определено законом), трудности в получении разрешений и согласований, отсутствие необходимой инфраструктуры, непонимание со стороны собственников предприятий. Так что поработать над развитием этого направления туризма придётся прежде всего на федеральном уровне. Как заявил руководитель Ростуризма Олег Сафонов, Архангельская область вполне может стать пилотной площадкой для развития военно-технического и промышленного туризма.
Чтобы поток желающих посетить регион продолжал расти (следует отметить, что число только зарубежных гостей за последние пять лет утроилось), регион должен стать хорошо известным. А для этого требуется продвигать бренды, как общерегиональные, так и местные. Что считать главным, «зонтичным» брендом Архангельской области?

А как вы яхту назовёте?
Большинство уверено, что синоним области — Поморье, недаром более ста компаний имеют в своём названии это слово или прилагательное «поморский». Хотя в масштабах России этот бренд по-прежнему не раскручен: многие, живущие за пределами Архангельской области, Поморье путают с дальневосточным Приморьем или отождествляют с любой прибрежной территорией России. Предлагалось добавить к Поморью Арктику, ведь именно отсюда начиналось её освоение, тем более что арктический туризм в последние годы стал успешно развиваться.
Что касается локальных брендов, то здесь широкое поле для креативной фантазии. Например, Каргополь теперь ассоциируется не только со старинными соборами, но и с летним праздником Баранье воскресенье. На гербе города изображён баран, самый знаменитый его уроженец — правитель Русской Америки Александр Баранов. Так что именно баран станет символом древнего города. В общем, приезжайте в Каргополь — бараниной накормят до отвала.
Тем временем в Архангельской области сегодня успешно развивается такое явление, как гостевой туризм.

«Заходите к нам на огонёк…»
Например, в пинежской Суре, насчитывающей около тысячи жителей, способно разместиться до трёх тысяч гостей благодаря гостеприимству местных жителей. Если бы туристов, прибывающих в Архангельскую область, стало втрое больше, чем ее жителей! Пока же доля туризма в валовом региональном продукте невелика — полтора процента.
Привлечению гостей в наш край служат и фестивали. Например, «Тайбола». Потому так важно, чтобы это мероприятие получило постоянное место дислокации, а не кочевало с места на место, как в последние годы.
На первый взгляд, перспективы у архангельского туризма огромные, что опять же отметил Олег Сафонов. Сегодня в регионе формируются четыре кластера: Беломорский. Котласско-Сольвычегодский, Устьянский и Каргопольский. Есть шанс, что они войдут и в федеральную программу развития туризма. По крайней мере, федеральные чиновники, посетив нынешний форум, наглядно убедились в том, что туристическая индустрия в области не стоит на месте. Кто-то едет в Архангельскую область полюбоваться красотами природы и памятниками деревянного зодчества, другие хотят воочию увидеть космодром и субмарины, третьи — побывать на краю земли, арктических островах. И всех этих людей надо достойно принять, чтобы им было что рассказать землякам и посоветовать: приезжайте в Поморье!

Comments are closed.

« »